Нормативно-правовые документы

Перечень основных документов, регламентирующих организацию обучения детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Нормативно-правовые акты

Конвенция о правах инвалидов

Декларация о правах инвалидов

Декларация о правах умственно отсталых лиц

Всемирная программа действий в отношении инвалидов

Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями

Федеральные законы

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации конвенции о правах инвалидов» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 315-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ(ред. от 08.08.2024) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»

Государственные программы

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Указы президента

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

Постановления, приказы 

Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. N 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 20 октября 2021 г. N 1802 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства Московской области от07.07.2023 №486-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 06.05.2022 № 461/16 «Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия в целях повышения уровня профессиональной ориентации, профессионального обучения и трудоустройства инвалидов Московской области»

Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 Постановление «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Концепция развития движения «Абилимпикс» в Российской Федерации на 2023-2030 годы (утв. Министром просвещения Российской Федерации 07.08.2023 г. № СК-23/05вн)

Положение об организации и проведении чемпионатов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»

Приказ Министра образования Московской области от 02.07.2014 №3055 «Об утверждении Положения о Службе психолого-педагогического сопровождения в системе образования Московской области

Приказ Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30.07.2015 № 527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015  №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.12.2015 №1399 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов, объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования

Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации №885 Министерства просвещения Российской Федерации №390 от 05.08.2020 «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о практической подготовке обучающихся), статья 14

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 № 457 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 31.08.2021 № 615/609 «Об утверждении Плана мероприятий по трудоустройству инвалидов из числа участников национальных и региональных чемпионатов «Абилимпикс» на 2021-2025 годы»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2021 №800 » Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 №762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 27.12.2022 №819 «Об утверждении целевых показателей по трудоустроенным участникам чемпионатов «Абилимписк» на 2022-2025

Приказ Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30.01.2023 №53н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 14.07.2023 №534 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»

Приказ  Министерства просвещения Российской Федерации от 31.08.2023 № 650 «Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам общего и среднего общего образования»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.12.2023 № 932 «Об утверждении перечня профессий и специальностей  среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 29.02.2024 №136 «О внесении изменений в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 14 июля 2023г. №534»

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.03.2014 №06-281 «О направлении Требований» (вместе с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса»)

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 №ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» (вместе с  «Разъяснениями о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью»)

Распоряжение Министерства образования Московской области от 29.04.2022 № Р-318 «О разработке онлайн-курсов образовательных программ среднего профессионального образования и программ профессионального обучения в целях обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по востребованным на рынке труда Московской области профессиям и специальностям

Распоряжение Правительства Московской области от 31.07.2023 № 493 -РП «Об утверждении Межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц, в Московской области

ГОСТ Р 59811-2021 Национальный стандарт Российской Федерации «Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов»

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.10.2024 №518 «Об утверждении методических рекомендаций по подбору рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидам с учетом нарушенных функций организма и ограничений их жизнедеятельности»

Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 07.11.2023 №953 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов п зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления  и подведомственных организаций и информационно-телекоммуникационной сети Интернет»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 06.11.2024 №778 «Об утверждении типового порядка организации деятельности по указанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе типового порядка деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

 Письма, методические рекомендации

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2014 № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учётом нарушенных функций и ограничений их  жизни деятельности»

Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 08.11.2023 «787, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №791, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации №4260 «Об утверждении методических рекомендаций «Обеспечения соблюдения требований доступности при предоставлении услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения»»

Распоряжение Министерства образования Московской области от 07.04.2021 №Р-240 «Об утверждении методических рекомендаций для педагогических работников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Московской области, реализующих программы среднего профессионального образования, по взаимодействию с психолого-медико-педагогическими комиссиями при организации работы с обучающимися из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»

Распоряжение Министерства образования Московской области от 15.12.2022 № Р-790 «Об утверждении методических рекомендаций по организации тьюторского сопровождения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в государственных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Московской области, реализующих программы среднего профессионального образования»

Распоряжение Министерства образования Московской области от 09.07.2024 № Р-852 «Об утверждении методических рекомендаций по организации инклюзивного наставничества в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Московской области, реализующих программы среднего профессионального образования»

Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 18.05.2017 №06-517 «О дополнительных мерах» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации приёмной кампании лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения»)

Письмо Минобрнауки России от 22.12.2017 N 06-2023 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации профориентационной работы профессиональной образовательной организации с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по привлечению их на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения», «Методическими рекомендациями о внесении изменений в основные профессиональные образовательные программы, предусматривающих создание специальных образовательных условий (в том числе обеспечение практической подготовки), использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»)

Письмо Минпросвещения России от 10.04.2020 N 05-398 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ограниченными  возможностями здоровья с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»)

Письмо Министерства просвещения РФ от 2 марта 2022 г. N 05-249 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методически рекомендациями по внедрению единых требований к наличию специалистов, обеспечивающих комплексное сопровождение образовательного процесса обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при получении среднего профессионального образования и профессионального обучения»)

Письмо Минпросвещения России от09.11.2022 N 05-1999″О направлении информации»(вместе с «Методическими рекомендациями по разработке (актуализации) и реализации примерных адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования»)

Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской федерации от 14.11.2016 № 16-2/10/П-7184 «Методические рекомендации по оказанию содействия поиску подходящей работы выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, относящихся к категории инвалидов» 

Методические рекомендации по обеспечению доступности зданий и сооружений образовательных учреждений среднего профессионального образования и образовательных учреждений высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (утв. ФГБОУ ВПО МГГЭИ от 03.12.2012 № МК-1797/10)

Письмо Минпросвещения России от 19.08.2021 N АБ-1282/05 «О направлении методических рекомендаций по содействию занятости выпускников» (вместе с «Методическими рекомендациями по содействию занятости выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования»)

Методические рекомендации для работодателей по созданию условий и организации рабочих мест для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (утв. ФГБОУ ДПО ИРПО 07.02.2022)

Методические рекомендации по комплексному психолого-педагогическому, в том числе тьюторскому, сопровождению студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья обучающихся по программам среднего профессионального образования (утв. на педагогическом совете ФГБОУ ДПО ИРПО от 29.06.2022 г. №9)

Методические рекомендации по организации и осуществлению образовательной деятельности по программам профессионального обучения лиц с умственной отсталостью (нарушениями интеллектуального развития) ( утв. на педагогическом совете ФГОУ ДПО ИРПО 30.08.2022 № 12)

Методическое пособие по организации безбарьерной среды организациями и учреждениями, предоставляющими образовательные услуги СПО

Методические рекомендации «Обеспечение соблюдения требований доступности при предоставления услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения»

Методические рекомендации по АОП СПО

Методические рекомендации работодателям

Письмо Министерства образования Московской области №18Исх-22038/16-02 от 11.11.2024

Концепция развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации  на период до 2030 года

План мероприятий №СК-13/07вк на 2024-2030 годы по реализации Концепции развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации  на период до 2030 года 

Примерный регламент взаимодействия ПМПК,учреждений МСЭ, базовых профессиональных организаций, профессиональных организаций по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в процессе получения среднего профессионального образовательного образования и профессионального обучения