ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС «ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА»

 

 

Выпускник учебного заведения должен не только обладать профессиональными компетенциями, необходимыми для осуществления трудовой деятельности, но и уметь разработать и осуществить свой личный план профессионального развития. Особенно это важно для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Формирование профессионального плана строится на основании осознания своих сильных и слабых сторон, личностных особенностей и знаний, умений, навыков, приобретенных при обучении профессии (специальности) в образовательном учреждении, а также с учетом особенностей рынка труда региона.


Таким образом, в процессе обучения учащиеся с ОВЗ должны проходить подготовку к трудоустройству для того, чтобы на основе своих предпочтений, полученного профессионального образования и физических возможностей наиболее эффективно строить свою профессиональную карьеру.

Факультативный курс «Технология эффективного трудоустройства», авторами которого являются В.А. Солнцева, Т.В. Белова, направлен на выработку у выпускников учреждений профессионального образования навыков составления и презентации резюме, составления сопроводительных писем, проведения телефонных переговоров с работодателем, прохождения собеседования с работодателем.

Учебно-тематический план

Тема 1 Резюме, мини-резюме: понятие, типы, правила написания 4
Тема 2 Телефонные переговоры 4
Тема 3 Собеседование с работодателем 6
Тема 4 Защита трудовых прав работников. Социально-правовые аспекты процесса трудоустройства 4
Итого: 18

 

Тематические планы занятий

Тема 1. Резюме, мини-резюме: понятие, типы, правила написания

Цель занятия: ознакомление обучающихся с понятием «резюме», различными вариантами оформления резюме, видами резюме.

Информационное сообщение по теме занятия — педагог делает краткое сообщение по теме занятия и разъясняет основные правила составления резюме  После тематического сообщения о правилах написания резюме педагог предлагает обучающимся проанализировать варианты готовых резюме соискателей, претендующих на различные вакантные места (по материалам СМИ).

После анализа представленных педагогом примеров резюме других специалистов учащимся предлагается практическое задание, направленное на формирование собственного резюме.

Тема 2. Телефонные переговоры

Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о телефонных переговорах как варианте трудоустройства, сформировать навыки ведения деловых телефонных переговоров.

Информационное сообщение по теме занятия — педагог делает краткое сообщение по теме занятия. Далее он предлагает обучающимся проанализировать представленные телефонные диалоги.

Педагог предлагает обучающимся составить собственную телефонную презентацию, а также проиграть небольшие варианты телефонных переговоров по заданным вакансиям. В процессе практических упражнений обучающиеся закрепляют навыки ведения телефонных переговоров в целях трудоустройства

Тема 3. Собеседование с работодателем

Цель занятия: ознакомление обучающихся с процессом прохождения собеседования в целях трудоустройства.

Информационное сообщение по теме занятия — педагог делает краткое сообщение по теме занятия.

Далее он предлагает учащимся небольшие ролевые упражнения, имитирующие процесс собеседования. Для этого ведущий предлагает выпускникам разыграть процесс прохождения собеседования. Сначала ведущий сам участвует в собеседовании в качестве работодателя, предложив одному участнику выступить в качестве соискателя. Остальные члены группы должны оценить поведение «работодателя» и «соискателя», выделяя свои критерии оценки.

В процессе таких практических упражнений обучающиеся не только закрепляют материал информационного сообщения, но и овладевают навыками прохождения собеседования в целях трудоустройства. Обсуждаются способы исправления ошибок участников в ходе собеседования.

Тема 4. Защита трудовых прав работников. Социально-правовые аспекты процесса трудоустройства

Цель занятия — ознакомление обучающихся с основами защиты трудовых прав работников.

Информационное сообщение по теме занятия — педагог делает краткое сообщение по теме занятия.

Далее педагог проводит с учащимися дискуссию по следующим вопросам:

  • Какими правами обладает выпускник с ОВЗ, трудоустроившийся на предприятие соответствующей отрасли?
  • Что такое должностные инструкции? Для чего они составляются?
  • Каковы последствия трудоустройства без оформления трудовой книжки: выгоды и потери? Что такое пенсионное страхование?
  • Каким образом оформляется и рассчитывается отпуск? После дискуссии педагог представляет информацию о защите трудовых прав работника с ОВЗ. Далее он проводит с учащимися дискуссию по следующим вопросам:
  • Каковы ожидания по поводу поведения и работы работников с ОВЗ могут быть у членов трудового коллектива?
  • Каковы требования, предъявляемые к ним администрацией предприятия?
  • Какие «установки» и «мифы» существуют у работодателей и сотрудников в отношении работников с ОВЗ?

Затем педагог предлагает учащимся рассмотреть конкретные примеры конфликтных ситуаций с работодателем, а также проанализировать различные варианты разрешения сложившихся ситуаций.

В ходе занятий выпускников с ОВЗ обучают построению плана успешного трудоустройства, формируют у них представления о том, каким образом осуществлять поиск информации, необходимой для успешного трудоустройства, а также знакомят с работой организаций, оказывающих содействие в трудоустройстве. Кроме того, данный курс направлен на ознакомление обучающихся колледжа с понятием рынка труда, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности по полученной профессии (специальности).

Литература

Данилова Ю.М. Содействие в трудоустройстве и развитии карьеры выпускников колледжей / Ю.М.Данилова, В.А.Солнцева. — М. : Типографский отдел НП «АПО», 2008.

Савина М.С. Обучение технологии поиска работы / М.С.Савина. — М. : НИИРО, 2004.

Солнцева В.А. Подготовка к трудоустройству выпускников учреждений среднего профессионального образования / В.А.Солнцева, Е.С.Дрожжина, Ю.С.Данилова. — М. : ООО «Центр новых технологий», 2012.