ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОВЗ

 

Главной тенденцией в развитии системы образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в РФ становится ее сближение с системой реабилитации инвалидов.

В России имеется достаточно научных теоретических и прикладных исследований по проблеме реабилитации. В нашем исследовании мы рассмотрим ВУЗы столичного мегаполиса, работающие по программе социальной реабилитации Е. И. Холостовой, состоящей из: социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации, социокультурной реабилитации, социально-педагогической и социально-психологической реабилитации,- все это создает и обеспечивает условия для социальной интеграции инвалида, восстанавливает его социальный статус, его способности к самостоятельной общественной, семейной и бытовой деятельности. В программе реабилитации Е.И. Холостовой результатом социально-психологической реабилитации инвалидов является развитие у них умений ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей. Но в программе социальной реабилитации недостаточно разработан блок психологического сопровождения профессионального ориентирования.
Важным направлением социализации инвалидов является профессиональное ориентирование. Комплекс мероприятий по профессиональному ориентированию предполагает широкий спектр мер по оказанию помощи в выборе будущей профессии.
В нашем исследовании мы разработали модель по профориентационной работе и профконсультированию для студентов с ОВЗ, которая включает: профессиональное ориентирование (профинформирование, профконсультирование), психологическую поддержку профессионального самоопределения и содействие трудоустройству выпускников.

Характеристика психолого-педагогической программы сопровождения профессионального самоопределения студентов с ОВЗ

Целью данного исследования является создание системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения и процесса трудоустройства студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения — это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, а также, что особенно важно, семинаров по самопрезентации и технологиям поискам работы на рынке труда людей с ОВЗ. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику студента с ОВЗ через специально организованную деятельность общения. Таким образом можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации студентов с ОВЗ в профессиональном самоопределении;
Экономический аспект — это процесс управления выбором профессии выпускников с ОВЗ в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Можно выделить следующие факторы, которые учитывались в разработке модели психолого-педагогического сопровождения при профессиональном самоопределении и трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями здоровья на этапе обучения в ВУЗе:

  • учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
  • знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей
  • информированность о профессиональных деятельностях, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям.
  • упор на положительные аспекты личности инвалида, важным является также поощрения инициативы, самостоятельности людей с ОВЗ.

Наша программа сопровождения профессионального самоопределения и трудоустройства студентов с ОВЗ включает в себя два этапа (рис. 2) и построена на таких принципах, как систематичность, последовательность, планомерность, поскольку соблюдение всех этих принципов приводит к положительным результатам.

Следует отметить, что длительное время вопросы содействия профессиональному самоопределению лиц с ОВЗ ограничивались лишь их обучением трудовым операциям в рамках определенной профессии. Не уделялось должного внимания созданию условий для сознательного выбора и освоения той или иной профессии студентом с ОВЗ. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального и личностного развития выступает как важнейший фактор формирования личности будущего профессионала.
Выпускник университета, вступающий в договорные отношения с работодателем, должен обладать компетенциями, которые позволят полноценно включиться в трудовую деятельность и эффективно выполнять должностные обязанности. Современный работодатель имеет возможность выбирать претендентов на вакантные должности, поэтому образовательная, профориентационная и программа трудоустройства призваны обеспечить у будущих выпускников с ОВЗ конкурентные преимущества (рис. 3).

Критерии эффективности психолого-педагогической программы сопровождения профессионального самоопределения студентов с ОВЗ:
1) полнота учета основных факторов профессионального самоопределения;
2) осознанность планирования перспектив своего развития (согласованность целей и средств, непротиворечивость различных компонентов ЛПП, логическая преемственность действий по реализации целей и т.п.);
3) уровень самостоятельности при планировании перспектив развития;
4) уровень самостоятельности при реализации своих планов;
5) относительная устойчивость ЛПП (в ответственные периоды карьеры при принятии решения);
6) реалистичность и гибкость ЛПП;
7) перспективность ЛПП (ориентация на успех с учетом меняющихся внешних и внутренних факторов);
8) этическая состоятельность ЛПП (разумное соответствие профессиональных выборов моральным и правовым нормам, а также — соответствие нравственной позиции самого самоопределяющегося человека);
9) оптимизм по отношению к своему будущему, вера в свои силы, в саму возможность достижения успеха, а также в свою готовность даже в самых сложных моментах карьеры не потерять собственного достоинства.

Участники исследования

Опытно-экспериментальной базой данного исследования выступают:  Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) и Российский государственный социальный университет (РГСУ).
Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ): 25 студентов с ОВЗ очного отделения факультетов: социальная психология, психология консультирования, юридическая психология, информационные технологии  и государственное и муниципальное управление;
Российский государственный социальный университет (РГСУ): 36 студентов с ОВЗ очного отделения факультетов: социально-гуманитарный, социального управления, юриспруденции и ювенальной юстиции, информационные технологии  и иностранные языки.
В процессе проведения эмпирического исследования приняли участие 61 студент с ОВЗ (с нарушением слуха, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения и другими нарушениями). Юноши и девушки выпускных курсов различных профессий.

Методика эмпирического исследования

Объектом психодиагностического исследования ставится попытка выявить и проанализировать различные линии профессионального и личностного  самоопределения студентов с ограниченными возможностями здоровья на этапе обучения в ВУЗе, а также стратегии выбора профессии и дальнейшее варианты успешного трудоустройства, в зависимости от личностных и физиологических особенностей.
Методики данного исследования заявлены как активизирующие, т.е. собственно психодиагностический эффект является не главным. Более важным является провоцирование размышлений самоопределяющегося студента над сложными мировоззренческими проблемами, связанными с выбором профессии и дальнейшего трудоустройства.

Активизирующий профориентационный опросник «Перекресток профессий» (Е.Ю. Пряжникова)

Методика включает в себя две основные части:
1. Первая часть методики «Перекресток – 1» предназначена для определения наиболее привлекательных и реальных для студента «предметов (сфер) труда», а также выявления внешних и внутренних средств трудовой деятельности «средств труда». Это позволяет уточнить наиболее привлекательные профессии (по специальной таблице – на пересечении, т.е. на «перекрестке» привлекательных предметов и средств).
2. Вторая часть методики «Перекресток – 2» является вспомогательной и предназначена для определения наиболее привлекательного для студента «уровня профессионального образования» и его предполагаемого «уровня самостоятельности в труде». В итоге это позволяет соотнести уровень профессиональных предпочтений (претензий) студента и его готовности самостоятельно, инициативно и творчески реализовать свои претензии (по специальной таблице – на пересечении, т.е. опять же – на «перекрестке» уровня профессионального образования и уровня самостоятельности).

Методика «Построение личной профессиональной перспективы» (Н.С. Пряжников)

Методика представляет из себя открытый опросник, используемый для обобщенной и целостной оценки (и самооценки) перспектив профессионального и личностного развития.
Примерный перечень вопросов для опросника по построению личной профессиональной перспективы – ЛПП:

1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?
2.  Зачем работать после окончания ВУЗа, ведь можно и так прекрасно устроиться?
3. Когда в России жизнь станет лучше?

Методика «Схема альтернативного выбора (места работы) (Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников)

Данная методика, с одной стороны, может выступать как некая теоретическая модель, а с другой стороны, как самостоятельная методика. Психологический смысл ее использования заключается в возможности максимально обобщенного рассмотрения наиболее сложных вопросов, связанных с принятием решения и планирования перспектив развития самоопределяющегося человека. По сравнению со многими другими формами работы схема позволяет сложное представить в простой и понятной (наглядной) форме.
Цель методики — помочь студенту в выборе наиболее предпочтительного варианта профессии или места работы из уже имеющихся вариантов, с учетом наиболее важных для клиента факторов выбора. (Подчеркиваем, что особенность данной методики — в работе с уже имеющимися, альтернативными вариантами.) Выбор происходит в ходе специально организованного совместного обсуждения, где основное (решающее) слово всегда принадлежит студенту.
Схема альтернативного выбора наиболее эффективна именно в индивидуальной работе, хотя ее можно использовать и в работе с небольшой группой, когда выборы конкретных учащихся обсуждаются совместно с присутствующими, затем обсуждаются выборы другого и т. д.

Результаты эмпирического  исследования

Данное исследование проходило в 3 этапа:

1 этап : Констатирующий эксперимент

Результаты констатирующего эксперимента  показали, что на начальном этапе студенты с ограниченными возможностями здоровья контрольной и экспериментальной групп имели практически одинаковые показатели:

  • Профессиональное самоопределение  является фрагментарным, неполным, характеризуется отсутствием учебной и профессиональной мотивации.
  • Характеризуется отсутствием осознанного выбора, скудностью представлений о мире профессий и отсутствием возможностей сделать выбор, обусловленный социально-экономическими причинами.
  • Неадекватным отношением к жизненным реалиям и ценностям, неумением планировать профессиональные и жизненные перспективы.

Данные констатирующего эксперимента послужили основанием для разработки системы психолого-педагогического сопровождения  профессионального самоопределения и процесса трудоустройства студентов с ограниченными возможностями здоровья.

2 этап: Формирующий эксперимент

В формирующем эксперименте были задействованы студенты с ОВЗ Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ): 25 человек  с очного отделения, факультетов: социальная психология, психология консультирования, юридическая психология, информационные технологии  и государственное и муниципальное управление; из них – с нарушением слуха — 1 студент, с нарушением опорно-двигательного аппарата — 10, с нарушением зрения – 13 студентов и другими нарушениями — 2.
17 – юношей и 8 девушек.
Программа сопровождения профессионального самоопределения и трудоустройства студентов с ОВЗ была построена на таких принципах, как систематичность, последовательность, планомерность, поскольку соблюдение всех этих принципов приводит к положительным результатам.
Работа по профориентированию и профконсультированию студентов с ОВЗ включала в себя:

  • Составление индивидуальных маршрутных листов для лиц с ОВЗ по организационно-методическому сопровождению и дальнейшему трудоустройству (индивидуальные консультации и диагностика лиц с ОВЗ по вопросам персональных возможностей профессионального самоопределения)
  • Психолого-педагогическая поддержка (Беседа; Консультация; Психологическая диагностика; Анкетирование; Групповые занятия)
  • Участие в выставках «Образование и карьера» (равные возможности)
  • Встречи на факультете с деканом и преподавателями по направлениям подготовки (для родителей студентов с ОВЗ)
  • Проведение мастер-классов для студентов по тематике: современный рынок труда, специфика работы людей с разной группой инвалидности
  • Интернет-конференции, интернет-занятия по тематике профессионального самоопределения для лиц с ОВЗ (лекции, семинары на дистанционном обучении)
  • Проведение дней открытых дверей магистратуры, аспирантуры. Составление, редактирование, выпуск брошюр о магистерских программ ВПО
  • Профориентационные мероприятия в Центре социально-трудовой адаптации и профориентации
  • Проведение производственных практик и экскурсий в учреждения по данной специализации с квотными местами для инвалидов
  • Информационно-просветительские мастер-классы направленные на развитие коммуникативных навыков, современной рынок труда, специфика работы людей с разной группой инвалидности, составление резюме, успешное прохождение собеседования самопрезентации, составление резюме
  • Организация правового, информационного, методического сопровождения выпускников с ОВЗ (Изучение психологических особенностей выпускников с ОВЗ, сопровождение; Правовая поддержка выпускников с ОВЗ; Профессиональная ориентация; Составление резюме; Предоставление рекомендательной информации касающейся трудоустройства молодых специалистов; Информирование выпускников с ОВЗ о возможных местах трудоустройства; Интеграция выпускников с ОВЗ в общество)
  • Индивидуальные консультации для родителей студентов с ОВЗ
  • Оказание консультационных и информационных услуг студентам и выпускникам с ОВЗ по вопросам трудоустройства и занятости, подбору места работы, оформления документации по закреплению рабочего места за выпускником
  • Организация Ярмарок вакансий в сотрудничестве с Центрами труда и занятости, Центром трудоустройства (на базе ВУЗа) и Центрами социальной помощи инвалидов и потенциальных работодателей
  • Взаимодействие с региональным общественными организациями для инвалидов
  • Сопровождение выпускников с ОВЗ: методическое сопровождение по вопросам социальных льгот и т. п, нахождение путей решения трудностей на рабочем месте
  • Организация своевременного и достоверного информирования студентов и выпускников с ОВЗ о состоянии рынка труда столичного мегаполиса и перспективах трудоустройства (Изучение профессиональных потребностей выпускников с ОВЗ; Поиск вакантных мест для выпускников с ОВЗ; Решение вопросов касающихся условий работы; Информирование выпускников с ОВЗ о вакантных местах; Решение конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности выпускника; Работа с корреспонденцией, изучение рынка труда Московского мегаполиса; Беседа с руководством организации, которая устраивает студентов на работу)
  • Взаимодействие с государственными организациями, общественными и коммерческими организациями г. Москвы, для создания ими рабочих мест для выпускников с ОВЗ
  • Создание банка данных о вакантных должностях по выпускающим и смежным специальностям
  • Создание на общем сайте ВУЗа в меню вкладки для студентов/выпускников с ОВЗ, содержащей информацию об условиях работы по профессиям, на которых специализируется ВУЗ, нормативно-правовые документы, касающиеся трудоустройства инвалидов и гостевой книги для возможности получения виртуальной консультации специалистов.

3 этап: Контрольный эксперимент

С февраля по апрель 2013 года был проведен контрольный эксперимент, в котором приняли участие студенты с ОВЗ очной формы обучения выпускных курсов обеих групп:
Экспериментальная группа — Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ): 25 студентов с ОВЗ очного отделения факультетов
Контрольная группа — Российский государственный социальный университет (РГСУ): 36 студентов с ОВЗ очного отделения факультетов.
В ходе эксперимента были получены следующие данные:
Определение приоритетного направления для студентов с ОВЗ поля специальностей,  предоставляемых современным рынком образовательных услуг нами была применена методика «Перекресток» (автор Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова).
При проведении и обработке методики «Перекресток-1» нами была поставлена задача, исследовать, какие именно специальности наиболее предпочтительнее для студентов с ОВЗ и насколько эти профессии соответствуют индивидуальным и психофизиологическим особенностям студентов с ОВЗ.

Показатели экспериментальной группы по блоку Предметы (сферы) труда «Перекресток-1»

В результате выявлено, что наиболее предпочтительными предметами (сферами) труда для студентов с ОВЗ:

  • По показателям «нравятся в большей степени» оказались сферы труда: техника; сознание конкретных взрослых людей; материальное производство; наука и образование; духовно-эстетические системы.
  • «интерес отсутствует» или явно противопоказанные сферы труда для испытуемых: строительные объекты, транспортные системы, душа и тело самого работника, материалы и заготовки.
  • В поле «интерес не выраженный» оказались: общественные системы, торговля и сервис, сознание конкретных детей и подростков, тунеядство и др.

Показатели экспериментальной группы по блоку Внешние и внутренние средства труда «Перекресток-1»

Опросник «Внешние и внутренние средства труда» показал, что студенты с ОВЗ склонны к теоретическим и коммуникативно-артистическим средствам труда, в нежелательных оказались ручные и простые средства труда.
Данные по методике «Перекресток-1» в экспериментальной группе показывают, что наиболее предпочтительными профессиями на перекрестке профессий для студентов с ОВЗ являются:

  • инженер,
  • конструктор,
  • педагог-психолог,
  • профконсультант,
  • социолог,
  • педагог,
  • философ,
  • программист,
  • проектировщик.

По результатам опросника «Перекресток-1»  выявлено, что профессии, оказавшиеся в наиболее предпочтительных, не только соответствуют индивидуальным и психофизиологическим особенностям студентов с ОВЗ, но и прямо совпадают с получаемой специализацией в ВУЗе.

Показатели контрольной группы по блоку Предметы (сферы) труда «Перекресток-1»

В результате выявлено, что наиболее предпочтительными предметами (сферами) труда для студентов с ОВЗ:

  •  По показателям «нравятся в большей степени» оказались сферы труда: сознание конкретных взрослых людей; материальное производство; живая природа; духовно-эстетические системы; душа и тело самого работника, безопасность и правопорядок.
  • «интерес отсутствует» или явно противопоказанные сферы труда для испытуемых: сознание конкретных детей и подростков, строительные объекты, транспортные системы, душа и тело самого работника, торговля, сервис.
  • В поле «интерес не выраженный» оказались: общественные системы, техника, антиобщественная деятельность, финансовые системы и др.

Показатели контрольной группы по блоку Внешние и внутренние средства труда «Перекресток-1»

Опросник «Внешние и внутренние средства труда» показал, что студенты с ОВЗ контрольной группы склонны к теоретическим, техническими и организационным средствам труда, в нежелательных оказались ручные и простые средства труда.
Данные по методике «Перекресток-1» в контрольной группе показывают, что наиболее предпочтительными профессиями для студентов с ОВЗ являются:

  • биохимик,
  • генетик,
  • лесник,
  • оператор ЭВМ,
  • испытатель технических установок,
  • психолог,
  • нейропсихолог,
  • адвокат,
  • правовед,
  • менеджер, руководитель,
  • программист,
  • проектировщик.

В результате выявлено, что далеко не все профессии на перекрестке профессий, оказавшиеся в наиболее предпочтительных, соответствуют психофизиологическим особенностям студентов с ОВЗ, что свидетельствует о недостаточно адекватной оценке учета состояния здоровья.
При проведении и обработке методики «Перекресток-2» нами была поставлена задача, исследовать, соответствие желаемого уровня образования и предполагаемого уровня самостоятельности в труде для студентов с ОВЗ.

Показатели экспериментальной группы по блоку Уровни профессионального образования «Перекресток-2»

Показатели экспериментальной группы по блоку Уровни самостоятельности в труде «Перекресток-2»

Показатели опросника «Перекресток -2» в экспериментальной группе говорят об адекватном видении студентов с ОВЗ своего профессионального образования, о чем свидетельствует соответствие уровня образования и самостоятельности в труде на перекрестке профессионального образования (чем больше плюсов, тем большее соответствие). В группе наблюдается низкий процент числа испытуемых, у которых есть и соответствие и сомнения (соответствия больше, чем сомнений).

Показатели контрольной группы по блоку Уровни профессионального образования «Перекресток-2»

Показатели контрольной группы по блоку Уровни самостоятельности в труде «Перекресток-2»

Показатели опросника «Перекресток -2» в контрольной группе говорят о недостаточно адекватном видении студентов с ОВЗ своего профессионального образования, о чем свидетельствует несоответствие уровня образования и самостоятельности в труде. В группе наблюдается высокой процент числа испытуемых, у которых указана сомнительность сочетания. Для многих выводы (рекомендации) были: 1) отказаться от своей высокой претензии, т.е. выбрать менее сложный уровень профессионального образования или вообще закончить какие-нибудь простые краткосрочные курсы; 2) перестать быть лентяем.
Таким образом, результаты активизирующего опросника «Перекрестока-1» показали значительную положительную динамику экспериментальной группы в выборе наиболее предпочтительных для студентов с ОВЗ профессий и их соответствие индивидуальным и психофизиологическим особенностям. Также показатели опросника «Перекресток -2» в экспериментальной группе говорят о более адекватном видении студентов с ОВЗ своего уровня профессиональных предпочтений (претензий) и готовности самостоятельно, инициативно и творчески реализовать свои претензии.
Для обобщенной и целостной картины видения и самооценки студентами с ОВЗ перспектив профессионального и личностного развития, мы использовали методику «Построения личной профессиональной перспективы» (Пряжников Н.С.)
Результаты исследования студентов с ограниченными возможностями здоровья по опроснику «Построения личной профессиональной перспективы» позволили сделать вывод о том, что средний балл оценки правильности ответов на вопросы, определяющие уровень готовности к профессиональному самоопределению, в контрольной группе значительно ниже, чем в экспериментальной группе.
В контрольной группе низкий балл диагностируется в вопросах обоснованности и устойчивости выбора, определения и понимания смысла жизни, осознания внешних и внутренних препятствий на пути к целям. В контрольной группе студенты с ОВЗ испытывают трудности с выделением резервных вариантов выбора, самооценкой, адекватностью представлений о своих возможностях в профессии.

Компоненты ЛПП

  1. Ценностно-нравственная основа самоопределения
  2. Осознание необходимости  профессионального образования после университета
  3. Знание мира профессионального труда
  4. Выделение дальнейшей профессиональной цели
  5. Выделение ближайших и ближних профессиональных целей
  6. Представление о своих возможностях и недостатках, могущих оказать влияние на достижение поставленных целей
  7. Представление о путях преодоления  своих недостатков
  8. Представление о внешних препятствиях на пути к целям
  9. Знания о путях преодоления внешних препятствий
  10. Наличие системы резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному варианту)
  11. Представление о смысле своего будущего профессионального труда
  12. Начало практической реализации ЛПП

Показатели экспериментальной группы по компонентам ЛПП

Показатели контрольной группы по компонентам ЛПП

Анализируя среднее значение показателей по всем блокам опросника «Построения личных профессиональных перспектив» можно проследить разницу количества правильных ответов экспериментальной группы по сравнению с контрольной.

Показатели экспериментальной и  контрольной групп по вопросам:
1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?
В блоке ценностно-нравственной основы самоопределения в контрольной группе 33% испытуемых признались в отсутствии ответа на данный вопрос и 28% дали минимально конкретизированных ответ, в экспериментальной – 32% дали минимально конкретизированный ответ, а 44% испытуемых попытались обосновать свой ответ.
2. Зачем учиться после университета, ведь можно и так прекрасно устроиться?
Планируют ли испытуемые продолжать обучения после окончания университета, в контрольной группе 50% опрошенных студентов с ОВЗ затруднялись ответить на данный вопрос, в экспериментальной группе 40% студентов смогли дать конкретный ответ.
3. Хорошо ли Вы знаете мир профессий?
В области знаний профессионального труда контрольная и экспериментальная группа дали высокие показатели- 59% и 60% испытуемых смогли дать конкретизированный ответ.
4. Кем Вы хотели стать через 10-15 лет?
В контрольной группе при выделении дальнейшей профессиональной цели затрудняются дать ответ -36% опрошенных и 31% дают минимально конкретизированный ответ, в экспериментальной группе 64% студентов с ОВЗ дали конкретизированный ответ с попыткой обоснования.
5. Выделите 5-7 этапов на пути к своей мечте.
В блоке выделения ближних профессиональных целей, в контрольной группе затрудняются ответить 59% опрошенных и лишь 22% дают минимально конкретизированный ответ, в экспериментальной группе минимально конкретизированный ответ смогли дать 52% испытуемых.
6. Что в Вас самих может помешать на пути к целям?
Показатель уровня сформированности представлений о своих возможностях и недостатках, оказывающих влияние на достижение поставленных целей, низкий, и в контрольной и в экспериментальной группах. 51% -студентов с ОВЗ, затрудняются ответить в контрольной группе, в экспериментальной группе  40% опрошенных  дают минимально конкретизированный ответ.
7. Как вы собираетесь работать над недостатками и готовиться к профессии?
В контрольной группе отсутствует представление о путях преодоления своих недостатков у 56% опрошенных, в экспериментальной группе 52% испытуемых смогли дать конкретизированный ответ.
8. Кто и что могут помешать вам в достижении целей?
В области представлений внешних препятствий на пути к цели, группы показали равные результаты. Конкретизированный ответ дали: в контрольной группе – 42% студентов с ОВЗ, в экспериментальной – 44% опрошенных.
9. Как вы собираетесь преодолевать эти препятствия?
Обе группы сходятся в видении представлений о препятствиях на пути к цели, но крайне расходятся в знаниях о путях преодоления данных препятствий. В контрольной группе 67% испытуемых затрудняются дать ответ на данный вопрос, в экспериментальной группе 40% опрошенных затрудняются ответь на данный вопрос и 28% попытались дать конкретизированный ответ.
10. Есть ли у вас резервные варианты выбора?
В контрольной группе 73% испытуемых признались в отсутствии наличия системы резервных вариантов, на случай неудачи по основному выбору и лишь 14% смогли назвать, в экспериментальной группе у 56% опрошенных есть резервные варианты по трудоустройству.
11. В чем вы видите смысл своей профессии? Ради чего вы хотите приобретать профессию и работать?
У студентов с ОВЗ контрольной группы скудное представление о смысле своего будущего профессионального труда 47% опрошенных затруднялись ответить на данный вопрос и 22% смогли дать минимальный ответ. В экспериментальной группе представления о смысле профессионального труда значительно реалистичнее 44% опрошенных смогли дать на вопрос конкретизированный ответ.
12. Что вы уже сейчас делаете для реализации своих планов?
В контрольной группе у 56% студентов с ОВЗ, трудности с практической реализацией  ЛПП, больше половины группы не смогли ответить на данный вопрос. В экспериментальной группе прекрасно складывается реализация личной профессиональной перспективы 44% испытуемых смогли дать не только конкретизированный ответ, но и смогли его обосновать.
Таким образом, результаты опросника показали значительную положительную динамику в умении планировать личные профессиональные перспективы у студентов с ОВЗ,  в течение двух лет занимавшихся по программе психолого-педагогической сопровождения профессионального самоопределения и трудоустройства.
В заключительном этапе контрольного эксперимента мы использовали методику «Схема альтернативного выбора (места работы)» авторы Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников., как помощь студенту с ОВЗ в выборе наиболее предпочтительного варианта профессии или места работы из уже имеющихся вариантов, с учетом наиболее важных для студентов с ОВЗ факторов выбора.
Проведение методики «Схема альтернативного выбора места работы» оказалась особо показательной и значимой в данном исследовании, так как в контрольной группе у большинства испытуемых (81% студентов с ОВЗ) отсутствуют варианты трудоустройства после окончания ВУЗа. В РГСУ проводится социальная реабилитация, в которой недостаточно проработан блок психологической поддержки профессиональной реабилитации студентов с ОВЗ. На старших курсах отсутствует сопровождение профессионального самоопределения и трудоустройства, поэтому студенты с ОВЗ контрольной группы смогли лишь указать значимые факторы при трудоустройстве, которые в будущем помогут им выбрать наиболее предпочтительный вариант в  выборе места работы.

Показатели экспериментальной группы по значимым факторам при выборе профессии

В экспериментальной группе университета МГППУ уже к марту у студентов с ОВЗ есть варианты дальнейшего профессионального развития, подобранные в зависимости от получаемой специализации в ВУЗе. Активизирующая методика «Схема альтернативного выбора места работы», прекрасно подходит для выбора определяющегося выпускника подобрать себе наиболее предпочтительный вариант места трудоустройства.

Показатели контрольной группы по значимым факторам при выборе профессии

По результатам методики выявлено, что в экспериментальной группе профессии, оказавшиеся в наиболее предпочтительных, не только соответствуют индивидуальным и психофизиологическим особенностям студентов с ОВЗ, но и прямо совпадают с получаемой специализацией в ВУЗе.
Таким образом, методика «Схема альтернативного выбора» позволила наиболее полно показать значимость психолого-педагогического сопровождения трудоустройства выпускников с ОВЗ на этапе обучения в ВУЗе.

Выводы:

Полученные нами результаты исследования показывают, что большинство студентов с ОВЗ не готовы к профессиональному самоопределению, плохо представляют содержание профессионального обучения в будущей профессиональной деятельности, неадекватно оценивают свои способности и возможности в выбранной профессии.
Выявленные психолого-педагогические и психофизиологические особенности студентов с ОВЗ, их отношение к профессиональной деятельности, жизненным реалиям и ценностям определили цели, задачи, принципы, содержание и средства формирования профессионального самоопределения студентов с ОВЗ в ВУЗе, а также критерии и показатели сформированности социально-профессиональной готовности к жизненному профессиональному самоопределению.
Таким образом, можно сделать вывод, что созданная нами программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения и трудоустройства студентов  с ОВЗ, способствует положительной динамике в развитии у студентов с ОВЗ качеств, помогающих им определить жизненные и профессиональные приоритеты, изменить отношение к нравственным и жизненным ценностям, получить более полное представление о себе как субъекте профессиональной деятельности, о своих возможностях в избранной профессии, умение ориентироваться в социально-экономической ситуации, делать выбор самостоятельно, независимо от желания и мнения других и с учетом состояния здоровья.
В ходе психолого-педагогического эксперимента подтверждена гипотеза о том, что процесс профессионального самоопределения студентов с ОВЗ имеет специфические особенности, но при совместной деятельности методистов, педагогов-психологов, социальных педагогов, профконсультантов, работающих по комплексной программе, направленной на социальную, психолого-педагогическую и профессиональную реабилитацию студентов с ОВЗ, их личностное развитие, приобретение опыта профессиональной деятельности имеет положительную динамику и ведет к изменению жизненных и профессиональных приоритетов.
Реализация предусмотренных программой комплекса мероприятий позволяет создать условия для развития и профессионального самоопределения студентов с ОВЗ, успешной интеграции в современное общество.

Заключение

Результаты исследования дают основание считать, что выдвинутая гипотеза доказана, поставленные цели выполнены и задачи решены.
Проведенное исследование позволило решить поставленные задачи и подтвердить гипотезу.
1. Существует специфика профессионального самоопределения студентов с ОВЗ, по сравнению с их здоровыми  сверстниками, что предполагает разработку и реализацию специальной программы психолого-педагогической поддержки в профессиональном самоопределении.
2 Особенности профессионального самоопределения студентов с ОВЗ заключаются в следующем:

  • профессиональное самоопределение является фрагментарным, неполным, характеризуется отсутствием учебной и профессиональной мотивации;
  • выбор профессии осуществляется неосознанно, обусловлен социально-экономическими причинами, характеризуется неадекватностью представлений о своих способностях и возможностях в профессиональной деятельности;
  • характеризуется неадекватным отношением к жизненно важным ценностям, неумением планировать личные профессиональные и жизненные перспективы.
  1. Разработанная нами программа психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ, обучающихся в ВУЗе, является важным условием оптимизации профессионального самоопределения студентов с ОВЗ и позволяет улучшить качество планирования личных профессиональных перспектив по следующим компонентам:
  • расширились представления учащихся о мире профессии, своих способностях и возможностях в профессиональной деятельности;
  • появились изменения в ценностных ориентациях студентов с ОВЗ: усилилась значимость таких жизненно важных ценностей как личностное и профессиональное развитие, профессиональный труд;
  • личностные изменения способствовали формированию профессионально значимых качеств: профессионального интереса, направленности на профессиональное совершенствование и результат, оптимистического отношения к своему будущему, осознания своего «Я» и себя как субъекта профессиональной деятельности.
  1. Определены педагогические условия эффективного формирования жизненного и профессионального самоопределения студентов с ОВЗ, структура и содержание психолого-педагогического сопровождения всеми субъектами образовательного процесса.
    5. Доказано, что разработанная система формирования жизненного и профессионального самоопределения ведет к успешному овладению профессиональными знаниями и навыками по специальности, активной жизненной позиции дает уверенность студентам с ОВЗ в себе и в своих возможностях эффективного интегрирования в социуме.
    6. Разработаны методические рекомендации по обеспечению эффективности психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ в их профессиональном и жизненном самоопределении.
    Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и фактический материал требует развития, осмысления, уточнения и дальнейшего решения данной проблематики на всех этапах жизнеустройства студентов с ОВЗ.

Е.Ю. Пряжникова

Литература:

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
  2. Белинская Е.П. Социальная психология личности: Учеб. Пособие для вузов / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2001.
  3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. — СПб.: Лань, 2003. — 654 с.
  4. Гамезо М.В., Петрова Е.А, Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2009.- 512с
  5. Дыскин А.А., Кривенков С.Г., Старобина Е.М., Стеценко С.А. Компьютерная диагностика и профтестирование в процессе реабилитации инвалидов – М.: ЦБНТИ, 1997
  6. Зеер Э.Ф. Психология профессий. — М.: Деловая книга, 2003. -336с
  7. Зозуля Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов — Интегрированное профессиональное образование инвалидов по слуху в МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000
  8. Интегрированное профессиональное образование инвалидов по слуху в МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000
  9. Карякина О.И., Карякина Т.Н. Основы реабилитации инвалидов: Учебное пособие. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1999
  10. Кириллова Е.В.  Обобщение зарубежного опыта по социальной реабилитации и интеграции детей-инвалидов
  11. Кичерова М.Н. Социальная реабилитация инвалидов в современных условиях
  12. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Издательство: Издательство МГУ, 2004.- 336с
  13. Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М.: Просвещение, 1990 — 159 с.
  14. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996
  15. Климов Е.А. Пcихология профеccионального cамоопределения // Активные методы профконсультирования. Хрестоматия. Под ред. Н.С. Пряжникова. Москва. 2008. — 403 с.
  16. Красовская Н. Н. Опыт социального обслуживания инвалидов за рубежом
  17. Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы, учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная работа», Владивосток: ДВГУ, 2004. 85с.
  18. Кудаева, Е. Г Социальные барьеры трудоустройства инвалидов в современном российском обществе.
  19. Кузнецов Д. Л. Квотирование как основная форма трудоустройства инвалидов в Российской Федерации // Журнал российского права. — 2001. —№ 11
  20. Маслоу А. Теория человеческой мотивации. — СПб: Евразия, 1999. -375с
  21. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. №4. С.28-30
  22. Носкова О. Г. Психология труда: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений. / Под ред. Е. А. Климова. Академия, 2007.- 384с
  23. Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова Толковый словарь Ожегова.. 1949 1992
  24. Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. -528с
  25. Прусова Н. В., Боронова Г. Х. Психология труда. Конспект лекций. М.: Эксмо, 2008. — 160 с
  26. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. — М.: МПСИ, 2002. -400с.
  27. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы)
  28. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Воронеж 1996
  29. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. — М., 2007
  30. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учебное пособие / 5-е издание, стереотипное. – Москва : Академия, 2009. – 480 с.
  31. Романова Е.С. Профессиональное становление и развитие с позиций дуального подхода // Системная психология и социология. – Т.1, №1, 2010
  32. Романова Е.С. Потенциал вузовской науки в обеспечении гражданского и профессионального становления участников образовательного процесса // Системная психология и социология. – Т.1, №2, 2010
  33. Романова Е.С. Развитие социальных представлений как одна из задач гражданского и профессионального становления школьников //Вестник практической психологии образования №2 (23) – М., 2010
  34. Романова Е.С. Актуальные проблемы профориентационной работы на уровне общеобразовательного учреждения // Профориентационная работа в образовательных учреждениях. Теория и практика. Материалы ежегодной городской научно-практической конференции (20-21 октября 2010 года). – М.: МГПУ, 2010
  35. Решетина С.Ю. Организация работы по психологическому сопровождению профессиональной ориентации школьников на городской экспериментальной площадке // Профориентационная работа. Теория и практика. Материалы научно-практической конференции с международным участием (21-22 апреля 2010 года). – М.: МГПУ, 2010
  36. Романова Е.С., Решетина С.Ю., Абушкин Б.М., Комаров Р.В.. Особенности современного рынка труда и проблемы профессиональной ориентации //Городские экспериментальные площадки ИПССО в 2008-2009 г. Опыт работы, гл.5 – М.: МГПУ, 2010
  37. Свистунова Е.В., Ананьева Е.В., Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья
  38. Соловьева О.А. Опыт стран ЕС в решении проблем занятости инвалидов
  39. Соловьева О.А. Профессиональная реабилитация инвалидов в решении социальных проблем занятости
  40. Соловьева О.А. Социально-психологические факторы интеграции инвалидов в обществе
  41. Франкл В. Человек в поисках смысла. Издательство: М.: Прогресс: 1990.-368с
  42. Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами / Е. И. Холостова. — М.: Изд.–торг. корпорация «Дашков и К»
  43. Храпылина, Л. П. Реабилитация инвалидов, издательство «Экзамен», Москва, 2006. — 415 стр
  44. Ярская-Смирнова Е. Р., Наберушкина Э. К. Социальная работа с инвалидами.
  45. Конвенция Международной организации труда о политике в области занятости № 122 от 9 июля 1964 года
  46. Устав ООН
  47. Конституция РФ
  48. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 27.07.2010) «О занятости населения в Российской Федерации»
  49. Приказ Федеральной службы занятости № 75 от 16 июня 1993 года «О создании в органах службы занятости подразделений по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов, а также граждан, уволенных с военной службы»
  50. Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 9 от 6 февраля 1995 года «Об утверждении Рекомендаций по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите»
  51. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года (ред. от 09.12.2010)
  52. Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1011 «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» (с изменениями от 27 апреля 2000 г.)
  53. Постановление Правительства РФ № 965 от 13 августа 1996 года «О порядке признания граждан инвалидами»

Приложение 1

Показатели экспериментальной группы по «Перекрестку-1» (группа №1)

Предметы (сферы) труда интерес имеется интерес отсутствует интерес не выраженный
1. Живая природа 44% (11 студ) 0% 56 % (14 студ)
2. Техника 56% (14 студ) 16% (4 студ) 28% (7 студ)
3. Человеческий организм 48% (12 студ) 20% (5 студ) 32% (8 студ)
4. Сознание конкретных людей 28% (7 студ) 0% 72% (18 студ)
5. Неживая природа 8% (2 студ) 44% (11 студ) 48% (12 студ)
6. Финансовые системы 16% (4 студ) 32% (8 студ) 52% (13 студ)
7. Сознание взрослых людей 36% (9 студ) 16% (4 студ) 48% (12 студ)
8. Душа и тело самого работника 4% (1 студ) 68% (17 студ) 28% (7 студ)
9. Строительные объекты 0% 96% (24 студ) 4% (1 студ)
10. СМИ (пресса, телевидение…) 8% (2 студ) 52% (13 студ) 40% (10 студ)
11. Материалы и заготовки 4% (1 студ) 92% (23 студ) 4% (1 студ)
12. Наука и образование 52% (13 студ) 0% 48% (12 студ)
13. Общественные системы 20% (5 студ) 0% 80% (20 студ)
14. Транспортные системы 0% 68% (17 студ) 32% (8 студ)
15. Материальное производство 44% (11 студ) 8% (2 студ) 48% (12 студ)
16. Антиобщественная деятельность 28% (7 студ) 36% (9 студ) 36% (9 студ)
17. Духовно-эстетические системы 52% (13 студ) 16% (4 студ) 32% (8 студ)
18. Безопасность и правопорядок 24% (6 студ) 28% (7 студ) 52% (13 студ)
19. Торговля, сервис 8% (2 студ) 12% (3 студ) 80% (20 студ)
20. Тунеядство 12% (3 студ) 16% (4 студ) 72% (18 студ)
Показатели экспериментальной группы по «Перекрестку-1» (группа №1)

Внешние и внутренние средства труда интерес имеется интерес отсутствует интерес не выраженный
1. Ручные и простые средства труда 0% 84% (21 студ) 16% (4 студ)
2. Технические 12% (3 студ) 64% (16студ) 24% (6 студ)
3. Коммуникативно-артистические 60% (15 студ) 16% (4 студ) 24% (6 студ)
4. Теоретические 76% (19 студ) 8% (2 студ) 16% (4 студ)
5. Организационные 44% (11 студ) 20% (5 студ) 36% (9 студ)

Приложение 2

Показатели контрольной группы по «Перекрестку-1» (группа №2)

Предметы (сферы) труда интерес имеется интерес отсутствует интерес не выраженный
1. Живая природа 75% (27 студ) 5% (2 студ) 20% (7 студ)
2. Техника 39% (14 студ) 11% (4 студ) 50% (18 студ)
3. Человеческий организм 33% (12 студ) 14% (5 студ) 53% (19 студ)
4. Сознание конкретных людей 8% (3 студ) 64% (23 студ) 28% (10 студ)
5. Неживая природа 31% (11 студ) 17% (6 студ) 53% (19 студ)
6. Финансовые системы 36% (13 студ) 8% (3 студ) 56% (20 студ)
7. Сознание взрослых людей 50% (18студ) 25% (9 студ) 25% (9 студ)
8. Душа и тело самого работника 11% (4 студ) 61% (22 студ) 28% (10 студ)
9. Строительные объекты 0% 92% (33 студ) 8% (3 студ)
10. СМИ (пресса, телевидение…) 42% (15 студ) 36% (13 студ) 22% (8 студ)
11. Материалы и заготовки 14% (5 студ) 64% (23 студ) 22% (8 студ)
12. Наука и образование 22% (8 студ) 53% (19 студ) 33% (12 студ)
13. Общественные системы 28% (10 студ) 5% (2 студ) 67% (24 студ)
14. Транспортные системы 5% (2 студ) 81% (29 студ) 14% (5 студ)
15. Материальное производство 67% (24 студ) 14% (5 студ) 20% (7 студ)
16. Антиобщественная деятельность 20% (7 студ) 30% (11 студ) 50% (18 студ)
17. Духовно-эстетические системы 52% (19 студ) 20% (7 студ) 28% (10 студ)
18. Безопасность и правопорядок 69% (25 студ) 11% (4 студ) 20% (7 студ)
19. Торговля, сервис 12% (4 студ) 44% (16 студ) 44% (16 студ)
20. Тунеядство 36% (13 студ) 36% (13 студ) 28% (10 студ)

Показатели контрольной группы по «Перекрестку-1» (группа №2)

Внешние и внутренние средства труда интерес имеется интерес отсутствует интерес не выраженный
1. Ручные и простые средства труда 5% (2 студ) 75% (27 студ) 20% (7 студ)
2. Технические 61% (22 студ) 8% (3 студ) 31% (11 студ)
3. Коммуникативно-артистические 31% (11 студ) 11% (4 студ) 58% (21 студ)
4. Теоретические 75% (27 студ) 5% (2 студ) 20% (7студ)
5. Организационные 50% (18 студ) 14% (5 студ) 36% (13 студ)

Приложение 3

Показатели экспериментальной группы по «Перекрестку-2» (группа №1)

Уровни профессионального образования интерес имеется интерес отсутствует интерес не выраженный
1. Без образования 44% (11 студ) 36% (9 студ) 20% (5 студ)
2. Начальное профессиональное 20% (5 студ) 68% (17 студ) 12% (3 студ)
3. Среднее специальное 16% (4 студ) 44% (11 студ) 40% (10 студ)
4. Высшее профессиональное 48% (12 студ) 20% (5 студ) 32% (8 студ)
5. Ученая степень… звание 16% (4 студ) 36% (9 студ) 48% (12 студ)

Показатели экспериментальной группы по «Перекрестку-2» (группа №1)

Уровни самостоятельности в труде интерес имеется интерес отсутствует интерес не выраженный
1. Деструктивная конфликтность на работе 8% (2 студ) 68% (17студ) 24% (6 студ)
2. Пассивность на работе 8% (2 студ) 32% (8 студ) 60% (15 студ)
3. Исполнительность в коллективе 52% (13 студ) 16% (4 студ) 32% (8 студ)
4. Исполнитель-индивидуал 60% (15 студ) 4% (1 студ) 36% (9 студ)
5. Самостоятельный работник 68% (17 студ) 4% (1 студ) 28% (7 студ)
6. Творческий работник 12% (3 студ) 20% (5 студ) 68% (17 студ)
7. Уникальный работник 16% (4 студ) 36% (9 студ) 48% (12 студ)

Приложение 4

Показатели контрольной группы по «Перекрестку-2» (группа №2)

Уровни профессионального образования интерес имеется интерес отсутствует интерес не выраженный
1. Без образования 58% (21 студ) 22% (8 студ) 20% (7 студ)
2. Начальное профессиональное 14% (5 студ) 58% (21 студ) 28% (10 студ)
3. Среднее специальное 25% (9 студ) 31% (11 студ) 44% (16 студ)
4. Высшее профессиональное 75% (27 студ) 8% (3 студ) 17% (6 студ)
5. Ученая степень… звание 22% (8 студ) 36% (13 студ) 42% (15 студ)

Показатели контрольной группы по «Перекрестку-2» (группа №2)

Уровни самостоятельности в труде интерес имеется интерес отсутствует интерес не выраженный
1. Деструктивная конфликтность на работе 44% (16 студ) 9% (3 студ) 47% (17 студ)
2. Пассивность на работе 58% (21 студ) 22% (8 студ) 20% (7 студ)
3. Исполнительность в коллективе 20% (7 студ) 9% (3 студ) 71% (26 студ)
4. Исполнитель-индивидуал 41% (15 студ) 31% (11 студ) 28% (10 студ)
5. Самостоятельный работник 25% (9 студ) 55% (20 студ) 20% (7 студ)
6. Творческий работник 69% (25 студ) 14% (5 студ) 17% (6 студ)
7. Уникальный работник 75% (27 студ) 11% (4 студ) 14% (5 студ)

Приложение 5

Показатели экспериментальной группы по «ЛПП» (группа №1)

Компоненты ЛПП отказ отвечать явно ошибочный ответ или честное признание  в отсутствии ответа минимально конкретизированный ответ конкретный ответ с попыткой обоснования конкретный и хорошо обоснованный ответ
1.Ценностно-нравственная основа самоопределения ) 8% (2 студ) 4% (1 студ) 32% (8 студ) 44% (11 студ) 12% (3 студ)
2.Осознание необходимости  профессионального образования после университета 8% (2 студ) 28% (7 студ) 40% (10 студ) 24% (6 студ) 0%
3. Знание мира профессионального труда 20% (5 студ) 4% (1 студ) 60% (15 студ) 16% (4 студ) 0%
4. Выделение дальнейшей профессиональной цели 0% 12% (3 студ) 8% (2 студ) 64% (16 студ) 16% (4 студ)
5. Выделение ближайших и ближних профессиональных целей 8%(2 студ) 20% (5 студ) 52% (13 студ) 16% (4 студ) 4% (1 студ)
6. Представление о своих возможностях и недостатках, могущих оказать влияние на достижение поставленных целей 12% (3 студ) 32% (8 студ) 40% (10 студ) 12% (3 студ) 4% (1 студ)
7. Представление о путях преодоления  своих недостатков 8% (2 студ) 28% (7 студ) 52% (13 студ) 12% (3 студ) 0%
8. Представление о внешних препятствиях на пути к целям 8% (2 студ) 36% (9 студ) 44% (11 студ) 12% (3 студ) 0%
9. Знания о путях преодоления внешних препятствий 12% (3 студ) 40% (10 студ) 28% (7 студ) 16% (4 студ) 4% (1 студ)
10. Наличие системы резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному варианту) 8% (2 студ) 16% (4 студ) 56% (14 студ) 12% (3 студ) 8% (2 студ)
11. Представление о смысле своего будущего профессионального труда 8% (2 студ) 32% (8 студ) 44% (11 студ) 12% (3 студ) 4% (1 студ)
12. Начало практической реализации ЛПП 4% (1 студ) 8% (2 студ) 28% (7 студ) 44% (11 студ) 16% (4 студ)

Приложение 6

Показатели контрольной группы по «ЛПП» (группа №2)

Компоненты ЛПП отказ отвечать честное признание  в отсутствии ответа минимально конкретизированный ответ ответ с попыткой обоснования конкретный и хорошо обоснованный ответ
1.Ценностно-нравственная основа самоопределения ) 17% (6 студ) 33% (12 студ) 28% ( 10 студ) 17% (6 студ) 5% (2 студ)
2.Осознание необходимости  профессионального образования после унивнрситета 14% (5 студ) 50% (18 студ) 22% (8 студ) 8% (3 студ) 5% (2 студ)
3. Знание мира профессионального труда 5% (2 студ) 14% (5 студ) 59% (21 студ) 14% (5 студ) 8% (3 студ)
4. Выделение дальнейшей профессиональной цели 14% (5 студ) 36% (13 студ) 31% (11 студ) 14% (5 студ) 5% (2 студ)
5. Выделение ближайших и ближних профессиональных целей 11% (4 студ) 59% (21 студ) 22% (8 студ) 8% (3 студ) 0%
6. Представление о своих возможностях и недостатках, могущих оказать влияние на достижение поставленных целей 8% (3 студ) 51% (18 студ) 31% (11 студ) 5% (2 студ) 5% (2 студ)
7. Представление о путях преодоления  своих недостатков 11% (4 студ) 56% (20 студ) 22% (8 студ) 5% (2 студ) 5% (2 студ)
8. Представление о внешних препятствиях на пути к целям 8% (3 студ) 36% (13 студ) 42% (15 студ) 14% (5 студ) 0%
9. Знания о путях преодоления внешних препятствий 14% (5 студ) 67% (24 студ) 11% (4 студ) 8% (3 студ) 0%
10. Наличие системы резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному варианту) 8% (3 студ) 73% (26 студ) 14% (5 студ) 5% (2 студ) 0%
11. Представление о смысле своего будущего профессионального труда 20% (7 студ) 47% (17 студ) 22% (8 студ) 5% (2 студ) 5% (2 студ)
12. Начало практической реализации ЛПП 22% (8 студ) 56% (20 студ) 17% (6 студ) 5% (2 студ) 0%