ЗАМЕТКИ ПРОФКОНСУЛЬТАНТА Г.В. РЕЗАПКИНОЙ
С каждым годом все больше говорят о важности правильного выбора профессии. Между тем растет число подростков, не способных самостоятельно, ответственно и осознанно сделать этот выбор. О проблемах, которые давно перешли в разряд государственных, размышляет психолог-профконсультант Галина Резапкина, автор профдиагностических методик и книг о профессиональном самоопределении молодежи.
Так иногда называют поколение, выросшее в постсоветской стране, когда была утрачена даже видимость воспитания детей в школе, а большинство семей настолько было озабочены, чем накормить и во что одеть детей, что на прочее не оставалось ни времени, ни сил. И вот в ближайшее время «дети девяностых» должны сменить своих отцов и матерей в цехах чудом сохранившихся заводов и фабрик, в больницах и школах, на транспорте и в армии – да много еще где!
Горсть гороха на тарелке распределяется равномерно – а с людьми вот как-то не выходит. Всяк норовит свою свободную волю направить на поиск лучшего, как ему кажется, будущего.
Иеромонах М., председательствующий на одном совещании по проблемам воспитания, насторожился, когда уловил мое возмущение профессиональным выбором современных подростков. А когда понял, что они хотят быть «всего-навсего» юристами, экономистами и менеджерами, облегченно вздохнул: «А я уж испугался, думал, они каким непотребством хотят заниматься!» И тут же с ходу назвал несколько занятий, которые действительно несут неизмеримо больший вред, чем пресловутые юристы, экономисты и менеджеры.
Беда не столько в том, что одних специалистов мало, а других – много, а в том, что катастрофически мало специалистов хороших – знающих, честных, ответственных, трудолюбивых. Зато много амбициозных. Амбиция – это болезненное самолюбие, завышенные, нереалистичные притязания. Пока самым амбициозным проектом в истории человечества было строительство вавилонской башни. Все закончилось плохо, но быстро.
В нашем случае результаты отсрочены, но падение неизбежно. Собственно, оно уже началось, его тормозит только инерционность системы. Все будет кончено, когда каждый на своем месте – в операционной, за пультом управления, на кафедре, в школе, у станка, в кабинете – будет думать не о том, как лучше сделать свою работу, а как получить больше меньшей ценой. Желательно – даром. И чтобы за это ничего не было. Предпосылки к этому закладывались десятилетиями – в начале 90-х прошлого века зависимость заработка от личных усилий отмечали только 7% взрослого населения – остальные считали главными путями к успеху деньги, связи и мошенничество. Вина поколения, которое идет на смену, только в том, что оно слишком прилежно усваивает нормы и ценности, которые транслируют им взрослые.
Профориентация в последние двадцать лет была крайне неэффективна. Сегодня мы повторяем те же ошибки: строим дом, начиная с крыши – без фундамента и стен, в лучшем случае используя три подпорки – «могу», «хочу», «надо». Но завораживающая логика трех колец почему-то не срабатывает. Хочется одного, «можется» другое, а надо – третье…
Фундамент – это заложенные в семье и развитые в школе качества, отличающие хорошего человека и хорошего профессионала. Они известны всем. Это доброта, честность, ответственность… Часто говорят: «Хороший человек – это не профессия». На мой взгляд, это – основа профессионализма, необходимое, но недостаточное. Профессиональная компетентность, о которой сегодня не пишет только ленивый, не сводится к арифметической сумме профессионально важных качеств, знаний, навыков и умений.
Под «Могу» понимается набор способностей, знаний, умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. В юношеском возрасте они отсутствуют, скрыты или не сформированы. Попытка пересадить на российскую почве систему профессиональных проб, давно и успешно действующую в Японии, закончилась неудачей по банальным причинам отсутствия материальной базы, финансирования и кадрового обеспечения. Хотя кое-где осколки этой системы до сих пор работают и дают результаты благодаря усилиям энтузиастов-одиночек. Возможности проверить свои силы в школьных кружках и секциях ограничены. Профильное обучение в большинстве школ понимают как подготовку к поступлению в вуз, а не как возможность попробовать себя в будущей профессии.
«Хочу» – самое слабое звено среди трех колец. В основе «хочу» лежат потребности, которые у всех разные, потому что определяется целями и ценностями. Потребности бывают «разумными», т.е. адекватными реальным потребностям человека, и «неразумными», т.е. гипертрофированными, удовлетворение которых отнимает здоровье и укорачивает жизнь. Потребности можно и нужно воспитывать.
Под «Надо» традиционно понимают требования рынка труда — системы социально-экономических отношений между работниками и работодателями. В их основе – потребности общества, состоящие из потребностей отдельных людей. Есть массовые профессии, требующие большого количества специалистов. Потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей, технологов и производителей изделий и продуктов питания. Пока есть болезни, нужны врачи. Пока есть дети, нужны учителя. Пока есть преступность, нужны правоохранительные органы. Среди жизненно необходимых профессий много тяжелых, неприятных и опасных – что произойдет, если не найдется желающих работать в этих сферах?
Развитые системы подготовки молодых людей к профессиональной деятельности существовали в Древнем Египте, Китае, Греции. Обращает внимание, что отбором занимались не случайные люди, а жрецы, философы, ученые. В 1575 году эту мысль оформит испанский врач Хуан Уарте в своей книге «Исследование способностей к наукам»: «Чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, правителю следует выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование».
И.Н. Назимов, один из ведущих отечественных специалистов в вопросах профориентации, анализируя судьбу профориентации в России, писал, что «ее признание, замалчивание, шельмование, взлеты и падения едва ли не зеркально отражали основные маршруты и зигзаги социально-экономического и политического развития общества, системы его ценностей» .
В начале 90-х годов в связи с переходом на рыночную экономику государство отказалось от планирования и гарантий в сфере образования и трудоустройства своих граждан. Парадоксально, что именно на это время пришелся расцвет профориентации: к разработке нормативно-правовой и научно-методической базы были привлечены многие научные и педагогические коллективы, перестроена работа межшкольных учебно-методических комбинатов, введена должность методиста по профориентации. Правда, специалисты считают, что служба профориентации родилась с опозданием на 50 лет. Да и сам «ребенок» был нежеланным, а потому и нежизнеспособным.
Сегодня в очередной раз профориентационная работа провозглашена приоритетной задачей. Правда, нет четкого понимания, кто ее должен решать, на каких условиях, какими средствами и с каким результатом…
В сентябре 2010 года Президент Д. А. Медведев дал поручение Правительству разработать комплекс мероприятий, «способствующих повышению престижа рабочих специальностей», «перераспределению трудовых ресурсов с учетом потребностей рынка труда», «ориентации молодежи на профтехобразование». Однако эти задачи не могут быть решены в приказном порядке, административными мерами или методом «кнута и пряника». Любая деятельность более эффективна и благотворна для самого человека, если в ее основе лежат не только внешние, но и внутренние мотивы, в основе которых – убеждения и ценности.
Даже если мы сегодня бросим все силы на пропаганду рабочих или инженерных профессий, завтра – на агитацию в педагогические и медицинские вузы и колледжи, эксплуатируя стремление человека к деньгам, власти и славе, мы получим всего-навсего новое поколение людей, готовых на все ради денег, власти или славы.
Задачи развития «инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, умения выбирать профессиональный путь, готовности обучаться в течение всей жизни» и других качеств, определяющих профессиональную и личностную успешность, поставленные в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», не имеют решения без адекватного научно-методического и кадрового обеспечения.
Интерес к профориентационной работе вспыхивает, когда исчерпаны другие ресурсы. При этом обычно упускается из виду, что результаты системной, целенаправленной и грамотной профессиональной ориентации, которой у нас никогда не было, имеют отсроченный характер. Это хорошо понимают в других странах, где сопровождение выбора профессии и планирования карьеры начинается еще в начальной школе.
Профессиональное самоопределение реализуется только в контексте общего самоопределения, психолого-педагогическое сопровождение которого должно идти в течение всего обучения в школе, а не эпизодически, на этапе выбора профиля обучения, как это происходит сейчас.
Психологическая диагностика особенностей интеллектуальной сферы в целях выявления склонностей к разным видам деятельности, уточнение профессиональных интересов и склонностей, знакомство с миром профессий и правилами планирования профессиональной карьеры – необходимые слагаемые выбора профессии. Но без правильного вектора приложения они бесполезны, если не вредны. Поэтому так важно воспитать направленность личности – вперед и вверх, против «общественного ветра» (В. Ясвин). Это – стратегия. Тактика – комплекс психолого-педагогических методов, направленных на воспитание универсальных качеств, определяющих профессиональную успешность в любых видах деятельности. Это – порядочность, ответственность, критичность, реалистичная самооценка, способность к саморазвитию, самостоятельность в мышлении и поступках и многое другое.
По заказу Департамента образования Москвы издательским центром «Академия» подготовлен учебно-методический комплект из пяти пособий, включающий сценарии классных часов для 5-9 классов «Беседы о самоопределении», тренинги для учащихся, их родителей и учителей, а также книги для самостоятельного чтения в 5-7 и 8-9 классах.
Учебно-методические пособия этой серии, разработанные в русле аксиологического подхода, частично заполняют воспитательный вакуум школьного образования, помогая молодым людям найти ответы на ключевые вопросы «что такое хорошо и что такое плохо», «иметь или быть», «быть или казаться», «для чего люди работают», «что для меня главное в жизни».
Резапкина Г.В.