Интервью «У истоков инклюзии»
Респондент, преподаватель, тьютор
ГБПОУ МО «Одинцовский техникум»
Иванова Алла Михайловна
Интервьюер, зам. директора по УВР
ГБПОУ МО «Одинцовский техникум»
Жукова Елена Владимировна
Я знакома с профессий преподавателя с детства, так как мая мама Есакова Валентина Георгиевна работала заведующей начальной школы. Мне всегда было интересно как она работала в школе, и как интересно проводила мероприятия в школе, как готовилась к этим мероприятиям. На протяжении мероприятия она всегда заряжала своим прекрасным настроением не только школьников , но и родителей. Я очень гордилась ей. Большое впечатление на меня произвело когда я была школьницей, а моя мама ходила заниматься на дом с — инвалидом ДЦП, так как в то время не было специализированных школ для таких детей. Ему было тогда лет 13-16. Он тогда совсем плохо передвигался и почти совсем не говорил. Но в конце года я была поражена результатом в ее огромном труде.
После школы я закончила техникум по специальности «Бухгалтерский учет и потом закончила « Педагогический колледж» и 10 лет проработала в детском саду воспитателем. В жизни так получилось, что моей дочери врачи поставили диагноз «ЗПР». В то время ставили необучаемость. И моя мама взяла ее к себе в школу. Я опять была поражена ее педагогическим подходом и умением подойти и научить читать и писать, держа и водя руку дочери. За 3 года обучения она уже хорошо писала и читала, но в дальнейшем нам пришлось перейти в Вспомогательную школу и успешно ее закончить.
В 2000 году я пришла работать в училище № 18. г. Одинцово мастером производственного обучения, сейчас это ГБПОУ МО «Одинцовский техникум».
Мне всегда нравилось работать с детьми, а со студентами оказалось работать еще интереснее. Труд преподавателя не простой, но когда видишь результат, то получаешь удовольствие. В процессе работы сталкивалась так же и со студентами по инвалидности, по здоровью, которым нужно было уделять больше времени и больше с ними общаться. Лично для меня важна моральная удовлетворенность от самого процесса работы, понимание, что она интересна, а главное, кому-то нужна и полезна.
С 2021 года у нас в техникуме открылась группа профессионального обучения «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» из 12 обучающихся с ОВЗ. Я сразу согласилась работать с этой группой студентов, так как был опыт работы со своей дочерью. Закончила курсы переподготовки на тьютера. На тот момент я закончила «Московский областной педагогический университет, по специальности «Педагогическое образование». В этой работе нужно учитывать специфику психики и здоровья каждого ребенка: чтобы не допускать учебных перегрузок, использовать методы здоровьесбережения, смена видов деятельности, ориентировать их на более позитивное.
И я могу сказать, что приступила к работе с совсем нулевыми знаниями. Сразу было работать конечно не просто, так как они привыкали к новой обстановке, новым преподавателям, студентам и я не могла понять поддаются ли они обучению, так как профессия не простая « Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин». Было сложно, так как они в начале учебного года не могли сказать, чего им хочется, не могли рассказать о себе, и я не могла понять, поддаются ли они обучению. И это такие моменты, которых никто не знает- ни родитель, ни врач. Работать с этим проходится нам преподавателям, психологу, тьютеру.
Одной из важных педагогических задач нашего техникума является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоении ими новой роли студентов. Диагностическая работа служит средством информационного обеспечения педагогического коллектива о вновь прибывших студентах и всегда подчинена главной задаче – разработка рекомендаций по психолого –педагогическому сопровождению. Результаты диагностики позволяют провести первичное ознакомление с возможными трудностями в обучении и адаптации у студентов и создать положительную установку студентов в дальнейшем обучении и повысить их мотивированность, заинтересованность и настроить их на достижение успеха.
Мне приходится учитавать особенности студентов с ОВЗ и инвалидов:
— их нестабильная самооценка;
— потребность в коллективе;
— отказ от ответственности;
— смена настроения;
— эмоции;
— отчужденность от общении и тд.
Конечно работа с такими студентами это труд, они все разные и по характеру и по общению. Есть такие обучающиеся которые очень тяжело идут на контакт и общение в коллективе. и поэтому на первом году обучения главная задача всегда стоит передо мной, это научить их общению в коллективе, сдерживанию своих эмоций, создание условий для их социализации в обществе, умение строить отношения с окружающими.
Наши студенты с ОВЗ и инвалидностью должны приспособиться к этому миру, мы учим их разбираться в своих эмоциях и желаниях. Многие из них видят мир по – другому. На первых занятиях я познакомила студентов с их профессией. Рассказала что эта профессия – одна из самых современных профессий в мире. Она дает возможность быстрого и интересного передвижения в будущем, оператор ЭВМ – специалист, отвечающий за подготовку данных на различных электронных носителях. Занимается набором и обработкой информации, расчетами и составлением таблиц для отчетов, обрабатывает документацию с целью внесения её в компьютерные базы данных и отвечает за состояние оборудования: ПК, сканеров, принтеров. Работа оператора ЭВМ (оператора ПК) заключается в том, что он вводит информацию в компьютер, обрабатывает и передаёт её в локальных сетях или через Интернет.
Конечно же у студентов загорелись глаза и им стало интересно работать за компьютерами и многому научиться. Так мы начали работать с нашими новыми студентами, студентами с ОВЗ. А на втором году обучения наши студенты уже освоились, с удовольствием ходят на занятия, чтобы получить знания, научились общаться в коллективе, сильные студенты помогают слабым. И совсем после занятий не спешат уходить домой.
Я могу разговаривать со студентами на понятном им языке- это для меня достижение. Главное донести знания до студентов, чтобы им был понятен материал. За годы жизни есть грамоты, но главным достижением я считаю успехи своих выпускников, что они нашли свое место в жизни. некоторые студенты, выпускники нашли свое место в жизни после окончания техникума. Работают многие из них в разных профессиях, но работают. Но меня радует то, что мы им помогли почувствовать себя уверенными, найти себя в других профессиях, направили их на правильный трудовой путь. И испытываешь большую радость за этих выпускников. И чувствуешь себя даже немного волшебником.