Интервью «У истоков инклюзии»

 

Респондент, преподаватель, тьютор

ГБПОУ МО «Одинцовский техникум»

Иванова Алла Михайловна

 

Интервьюер, зам. директора по УВР

ГБПОУ МО «Одинцовский техникум»

Жукова Елена Владимировна

Я знакома с профессий преподавателя с детства, так как мая мама  Есакова Валентина Георгиевна  работала  заведующей начальной школы. Мне всегда было интересно как она  работала в школе,  и как интересно проводила мероприятия  в школе, как готовилась к этим мероприятиям.  На протяжении мероприятия  она всегда заряжала своим прекрасным настроением не только школьников , но и родителей. Я очень гордилась ей. Большое впечатление на меня произвело когда я была школьницей, а моя мама ходила заниматься на дом с — инвалидом ДЦП, так как в то время  не было специализированных школ для таких детей.  Ему было тогда лет 13-16. Он тогда совсем плохо передвигался и почти совсем не говорил. Но в конце года я была поражена  результатом в ее огромном труде.

После школы я закончила техникум по специальности «Бухгалтерский учет и потом закончила « Педагогический колледж»  и 10 лет проработала в детском саду воспитателем.  В жизни так получилось, что моей дочери врачи поставили диагноз «ЗПР». В то  время ставили необучаемость. И моя мама взяла ее к себе в школу. Я опять была поражена ее  педагогическим подходом и умением подойти и научить читать и писать,  держа и водя  руку дочери. За 3 года обучения она уже хорошо писала и читала, но в дальнейшем нам пришлось перейти в  Вспомогательную школу и успешно ее закончить.

В 2000 году я пришла работать в училище № 18. г. Одинцово  мастером производственного обучения, сейчас это ГБПОУ МО «Одинцовский техникум».

Мне всегда нравилось работать с детьми, а со студентами оказалось работать еще интереснее.  Труд преподавателя не простой, но когда видишь результат, то получаешь удовольствие. В  процессе работы сталкивалась так же и со студентами по инвалидности, по здоровью, которым нужно было уделять больше времени и больше с ними общаться.  Лично для меня важна моральная удовлетворенность от самого процесса работы, понимание, что она интересна, а главное, кому-то нужна и полезна.

С 2021 года у нас в техникуме открылась группа профессионального обучения «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин»  из 12   обучающихся с ОВЗ.  Я сразу согласилась работать с этой группой студентов, так как был опыт работы со своей дочерью.  Закончила курсы переподготовки на тьютера. На тот момент я закончила «Московский областной   педагогический университет, по специальности «Педагогическое образование».  В этой работе нужно учитывать специфику психики и здоровья каждого ребенка: чтобы не допускать учебных перегрузок, использовать методы здоровьесбережения, смена видов деятельности, ориентировать их на более позитивное.

И я могу сказать, что приступила к работе с совсем нулевыми знаниями.  Сразу было работать конечно не просто, так как они привыкали к новой обстановке, новым преподавателям, студентам и я не могла понять поддаются ли они обучению, так как профессия не простая « Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин». Было сложно, так как они в начале учебного года  не могли сказать, чего им хочется, не могли рассказать о себе, и я не могла понять, поддаются ли они обучению. И это такие моменты, которых никто не знает- ни родитель, ни врач. Работать с этим проходится нам преподавателям, психологу, тьютеру.

Одной из важных   педагогических задач  нашего техникума является работа со студентами первого курса, направленная  на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоении ими новой роли студентов. Диагностическая работа служит средством информационного обеспечения педагогического коллектива о вновь прибывших студентах и всегда подчинена главной задаче – разработка рекомендаций по психолого –педагогическому сопровождению.  Результаты диагностики позволяют провести первичное ознакомление с возможными трудностями в обучении и адаптации у студентов и создать положительную установку студентов в дальнейшем обучении и повысить их мотивированность, заинтересованность и настроить их на достижение успеха.

Мне  приходится  учитавать  особенности  студентов с ОВЗ и инвалидов:

— их нестабильная самооценка;

— потребность в коллективе;

— отказ от ответственности;

— смена настроения;

— эмоции;

— отчужденность от общении и тд.

Конечно работа с такими студентами это труд, они все разные и по характеру и по общению. Есть такие  обучающиеся которые очень тяжело идут на контакт и общение в коллективе. и поэтому на первом году обучения главная задача всегда стоит передо мной, это научить их общению в коллективе,  сдерживанию своих эмоций, создание условий для их социализации в обществе, умение строить отношения с окружающими.

Наши студенты с ОВЗ и инвалидностью должны приспособиться к этому миру,  мы учим их разбираться в своих эмоциях и желаниях. Многие из них видят мир по – другому. На первых занятиях я познакомила студентов с их профессией. Рассказала что эта  профессия – одна из самых современных профессий в мире. Она дает возможность быстрого и интересного передвижения в будущем, оператор ЭВМ – специалист, отвечающий за подготовку данных на различных электронных носителях. Занимается набором и обработкой информации, расчетами и составлением таблиц для отчетов, обрабатывает документацию с целью внесения её в компьютерные базы данных и отвечает за состояние оборудования: ПК, сканеров, принтеров. Работа оператора  ЭВМ (оператора ПК) заключается в том, что он вводит информацию в компьютер, обрабатывает и передаёт её в локальных сетях или через Интернет.

Конечно же у студентов загорелись глаза и им стало интересно работать за компьютерами и многому научиться. Так мы начали  работать с нашими новыми студентами, студентами с ОВЗ.  А на втором году обучения наши студенты уже освоились, с удовольствием ходят на занятия, чтобы получить знания, научились общаться в коллективе,  сильные студенты помогают слабым. И совсем после занятий не спешат уходить домой.

Я могу разговаривать со студентами на понятном им языке- это для меня достижение. Главное донести знания до студентов, чтобы им был понятен материал.  За годы жизни есть грамоты, но главным достижением я считаю успехи своих выпускников, что они нашли свое место в жизни.  некоторые студенты, выпускники нашли свое место в жизни после окончания техникума. Работают многие из них в разных  профессиях, но работают.  Но меня радует то, что мы им помогли почувствовать себя уверенными, найти себя в других профессиях, направили их на правильный трудовой путь. И испытываешь большую радость за этих выпускников.  И чувствуешь себя даже немного волшебником.