МЕТОДИКА «СПОСОБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (СВД)
Данная методика была разработана в лаборатории самоопределения молодежи Института содержания и методов обучения в 2013 г. Бондаревым В.П., Кропивянской С.О.
Проверить, каким видом деятельности лучше заняться в учебное или внеурочное время, соотнеся свои сегодняшние способности и возможности с собственными планами заняться интересующей тебя деятельностью, можно с помощью методики СВД.
Инструкция
Представь, что тебе надо оценить свои способности и возможности в процессе выполнения определенной деятельности. Постарайся сделать это максимально объективно, не завышая, но и не занижая свои способности.
Необходимо, отвечая на каждый вопрос анкеты, мысленно разбив его на две части, представить себе,
хотели бы Вы, чтобы данное утверждение было о Вас?
- Если «очень хотели бы» — «5»
- «просто хотели» — «4»
- «не знаете, хотели бы или нет» — «3»
- «не хотите» — «2»
- «не хотите, ни в коем случае» — «1»
и можете ли Вы утверждать, что это о Вас?
- Если «точно обо мне» — «5»
- «скорее да, чем нет» — «4»
- «не знаю» — «3»
- «в редких случаях» — «2»
- «совсем нет» — «1»
Эти оценки Вы должны внести в бланк ответов данной методики.
Поставьте свои оценки под соответствующим номером вопроса дважды под утверждением «ХОЧУ» И «МОГУ».
Первую оценку за желание, чтобы данное утверждение было о Вас, а вторую за то, можете ли Вы утверждать, что это о Вас:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||
хочу | могу | хочу | могу | хочу | могу | хочу | могу | хочу | могу | хочу | могу |
1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 6 | 6 |
7 | 7 | 8 | 8 | 9 | 9 | 10 | 10 | 11 | 11 | 12 | 12 |
13 | 13 | 14 | 14 | 15 | 15 | 16 | 16 | 17 | 17 | 18 | 18 |
19 | 19 | 20 | 20 | 21 | 21 | 22 | 22 | 23 | 23 | 24 | 24 |
25 | 25 | 26 | 26 | 27 | 27 | 28 | 28 | 29 | 29 | 30 | 30 |
31 | 31 | 32 | 32 | 33 | 33 | 34 | 34 | 35 | 35 | 36 | 35 |
Текст методики
- У меня хорошее чувство равновесия, я люблю движение, занятия подвижными видами спорта
- Я легко запоминаю названия и авторов произведений (музыкальных, литературных, живописных), которые мне понравились.
- Я постоянно стремлюсь общаться со своими сверстниками.
- Мне гораздо легче, чем другим моим знакомым, объяснить остальным людям ранее незнакомый им новый материал.
- Я считаю, что высокий доход от работы важнее, чем ее содержание.
- Я умело работаю с большими массивами информации, для меня не составляет труда находить необходимые мысли и идеи в тексте книги или сложных расчетах.
- Я умею мастерить красивые (полезные, интересные) изделия своими руками.
- У меня есть способности к сочинению стихов, прозы, музыки, рисованию, лепке, пению и т.п.
- У меня есть организаторские способности.
- Я наблюдателен и часто вижу и понимаю то, что не видят и не понимают другие.
- У меня часто бывают хорошие коммерческие идеи.
- Мне легче, чем другим, удается найти алгоритм решения сложных математических задач, разбираться в структурных схемах иностранных языков или языков программирования.
- Я легко выполняю монотонную однообразную работу в любых сферах деятельности
- У меня хорошее чувство ритма, цвета, музыкальный слух.
- У меня есть способность разрешать споры, конфликты между друзьями.
- Учеба и познание всего нового дается мне легко.
- Мне хорошо удается отстаивать свои интересы.
- У меня есть способность находить ошибки в чертежах, расчетах, опечатки в текстах.
- В свободное время я готов поработать физически за вознаграждение.
- Я предпочитаю разрабатывать новые идеи, создавать оригинальные произведения, чем перерабатывать, копировать что-то, созданное другими.
- Я умею общаться с незнакомыми людьми, с людьми много старше или моложе себя, с большим количеством людей.
- По интересующим меня вопросам я готов искать информацию сам во всех доступных источниках (библиотека, интернет)
- Для меня важно обрести материальную независимость как можно скорее, чтобы реализовать свои коммерческие идеи.
- Я умею аккуратно и безошибочно работать с данными – записывать их, проверять, сводить и анализировать.
- Я всегда люблю видеть результат своего труда (вскопанный огород, сделанную своими руками модель и т.д.)
- Для моих занятий очень важно иметь возможность делать все своим способом, ставить самостоятельные цели.
- Я предпочитаю работать в группе, сотрудничая с другими, выдвигаю идеи и прислушиваюсь к их идеям.
- У меня есть потребность в нахождении и решении сложных умственных задач.
- Я умею обращаться с деньгами, всегда знаю, сколько у меня есть и никогда не потрачу все.
- Хорошая память на цифры и формулы – именно то, что помогает мне в учебе и других любимых занятиях.
- Я способен выполнять нелегкую работу по уходу за детьми или больными людьми.
- Для меня важно, чтобы результаты моего творчества были оценены людьми не только моего ближайшего окружения (друзьями, родителями).
- Я весьма чувствителен к настроению и переживаниям людей.
- Для моего обучения важнее, чтобы задачи были интересными и разнообразными, чем полученные за них оценки.
- Я разбираюсь в качестве и цене товаров, могу выгодно продать сверстникам что-то из своих вещей или купить у них что-то, нужное мне, с выгодой.
- Я хорошо умею анализировать, сопоставлять факты и делать выводы в самых разных сферах деятельности ( от гуманитарных до технических)
Ключ к методике
Подсчитайте количество баллов в каждом столбце.
Результаты запишите в пустые ячейки в нижней строке.
Обратите внимание в первую очередь на те сферы, в которых показатели ваших желаний или возможностей превышают отметку в 20 баллов.
В первых двух столбцах бланка ответов, под цифрой «1», находятся суммы оценок ваших желаний и возможностей в сфере ЭМПИРИКИ, основанной только на практической деятельности.
В этой сфере работают специалисты, производящие самые различные продукты, стоящие за станками и ведущие космические корабли, медсестры в больницах и инженеры-проектировщики, повара и сталевары, агрономы и т.д. Словом, все те, кто своим трудом, своими руками создают все материальные ценности на Земле.
В следующих двух столбцах под цифрой «2» соответственно находятся суммы оценок Ваших желаний и возможностей в сфере деятельности в области ИСКУССТВА.
Это музыканты, поэты, художники, актеры, дизайнеры, скульпторы, архитекторы, словом, все те, кто не мыслит свою жизнь вне этой сферы деятельности.
В следующих двух столбцах под цифрой «3» соответственно находятся суммы оценок ваших желаний и возможностей в сфере ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ.
К специалистам в этой области относятся преподаватели и продавцы, политические деятели и врачи, менеджеры и другие многочисленные специалисты сферы обслуживания населения.
В следующих двух столбцах под цифрой «4» соответственно находятся суммы оценок ваших желаний и возможностей в сфере ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
К профессионалам этой сферы следует отнести ученых всех отраслей знаний, чей труд создает что-то новое, неизвестное до сих пор, как говорится, на кончике пера. Именно для них целью жизни является совершать открытия, находить новое, непознанное.
В следующих двух столбцах под цифрой «5» соответственно находятся суммы оценок ваших желаний и возможностей в сфере ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
Это рекламные агенты, пиар-менеджеры, финансисты разных уровней, частные предприниматели, то есть, те специалисты, которые целью своей жизни поставили извлечение прибыли.
В следующих двух столбцах под цифрой «6» соответственно находятся суммы оценок Ваших желаний и возможностей в сфере АНАЛИЗА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
Это программисты в различных сферах деятельности, переводчики, архивариусы, IT-специалисты и т.д.
Оценка эффективности полученных результатов и рекомендации по их дальнейшему использованию.
Теперь вам предстоит выполнить, пожалуй, самую главную работу — проанализировать полученные результаты. От этого очень многое зависит, поэтому будьте особенно внимательны.
Например, у вас большинство баллов получилось по сумме оценок в столбце «ХОЧУ» одной какой-либо сферы деятельности, при этом преимущество ваших желаний над возможностями неоспоримо (22 и более баллов в первом столбце и 12-16 баллов или более – соответственно во втором столбце «МОГУ» той же сферы). Следовательно, вам, если у вас есть интерес к какой-либо конкретной сфере деятельности, но Вы еще не пробовали свои силы в ней, пора записаться в кружок, секцию, курсы, факультативные занятия или иное объединение дополнительного образования этого направления, то есть проверить свои способности в деятельности.
Если таких сфер две, то попробуйте найти те направления дополнительного образования, в которых бы Вы могли найти возможность проверить свои силы в интересующих вас областях одновременно.
Например, интересы и склонностей тех из вас, кого привлекают профессии сфер искусства, и работы с людьми могут реализоваться на занятиях в театральной студии.
Те школьники, кого интересует компьютер, как инструмент программирования и интеллектуальные игры, могли бы на занятиях факультативов или спецкурсов по изучению языков программирования или вообще самостоятельно, попробовать свои силы в создании интеллектуального продукта – игровых компьютерных программ.
Те же сферы, в которых вы набрали наименьшее количество баллов (менее 10), скорее всего не лежат в сфере ваших интересов и для вас они в будущем не станут приоритетными.