ТРЕНИНГ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ «МОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА»
Авторский тренинг Т.В.Беловой, В.А.Солнцевой.
Нередко оказывается, что молодежь с ограниченными возможностями здоровья не учитывает наличие заболевания при выборе места работы, многие считают, что работодатели обязаны принимать их на работу из-за их инвалидности. В рамках реализации тренинга будет дополнительно выделена роль умений, знаний и навыков специалистов, продемонстрированы возможности в поиске и выборе места работы.
Занятие 1. Тема «Я как будущий специалист»
Цель занятия: сформировать у учащихся с ограниченными возможностями здоровья представление о содержании трудовой деятельности по получаемой специальности.
Ведущий знакомит участников с темами предстоящих занятий. Обсуждает организационные моменты (длительность занятий, частота и пр.).
Далее проводится опрос по теме «Я как будущий специалист». Задача опроса — выявить представления участников о получаемой специальности.
Ведущий предлагает заполнить опросник «Я как будущий специалист».
По завершении работы над опросником можно на доске зафиксировать наиболее популярные ответы. Далее проводится оценка реалистичности этих ответов. Для этого руководитель предлагает участникам занятия провести сравнение полученных результатов с профессиограммой той профессии, по которой они проходят обучение.
Проводится обсуждение: что совпадает, а что расходится в представлениях участников с профессиограммой? В чем различия? Вносит ли наличие ограничений по состоянию здоровья изменение в содержание профессиональной деятельности?
Далее проводится дискуссия по теме «Каким образом наличие ограничений по состоянию здоровья влияет на трудоустройство и профессиональную деятельность?».
При проведении дискуссии важно поддерживать позитивный настрой группы, но при этом придерживаться реальной ситуации, существующей на рынке труда, и обозначить трудности, которые возникают у людей с ограниченными возможностями здоровья при устройстве на работу.
Нередко оказывается, что молодежь с ограниченными возможностями здоровья не учитывает наличие заболевания при выборе места работы, многие считают, что работодатели обязаны принимать их на работу из-за их инвалидности. В ходе обсуждения важно подчеркнуть роль умений, знаний, навыков специалистов, их собственные возможности в поиске и выборе места работы.
Ведущий может привести примеры удачного трудоустройства лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Занятие 2. Тема «Кто контролирует мою жизнь?»
Цель занятия: повысить чувство ответственности за собственную жизнь у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Ведущий предлагает обсудить проблему ответственности людей за значимые события в их жизни.
Проводится опрос участников с помощью теста «Локус контроля». Обсуждаются полученные результаты.
Руководитель акцентирует внимание участников на том, что существуют две группы людей: одни склонны полагать, что происходящие с ними значимые события являются результатом действия внешних сил, случая и других людей, другие же интерпретируют происходящие в их жизни значимые события как результат своей собственной деятельности, собственных усилий и способностей.
Далее следует обсуждение, насколько люди с ограниченными возможностями здоровья ответственны за события своей жизни.
Руководитель предлагает обсудить следующие вопросы:
- «Понижается ли степень ответственности за свою жизнь в связи с наличием заболевания?»;
- «Дает ли право наличие заболевания не нести личной ответственности за жизненные неудачи?»;
- «Кто в большей степени отвечает за жизнь и профессиональные достижения молодого человека с ОВЗ: он сам, его родители, социальные службы и организации, общество в целом, медики?».
Занятие 3. Тема «Особенности жизни человека с ограничениями по состоянию здоровья»
Цель занятия: коррекция неэффективных жизненных представлений у лиц с ОВЗ.
В начале занятия проводится диагностика наличия у участников неэффективных и ошибочных жизненных представлений, связанных с ОВЗ.
Для этого их просят ответить: «Согласен ли я со следующими утверждениями?»:
1. Ценность человека в обществе полностью зависит от его физической полноценности.
2. Общество обязано создавать комфортные условия для лиц с ОВЗ.
3. Здоровые люди не хотят общаться с людьми с ОВЗ.
4. Лица с ОВЗ могут быть полностью независимы от здоровых людей.
Предлагаются следующие варианты ответов: «да», «скорее да» , «скорее нет», «нет», «не задумывался об этом». По каждому из предложенных утверждений ведется подсчет выбранных вариантов ответов. Далее проводится групповая дискуссия по результатам опроса.
Занятие 4. Тема «Может ли здоровый человек понять человека с ОВЗ?»
Цель занятия: коррекция ошибочного жизненного утверждения «Человека с ОВЗ может понять только другой человек с ОВЗ».
В начале занятия проводят игру «Я и мой мир вокруг меня» (разработана Е.Г. Трошихиной).
Цель проведения игры: осознание участниками занятия сфер своего окружения, прояснение своих взаимоотношений с окружающим миром.
Участникам игры дается следующая инструкция: «Возьмите лист бумаги. Рисуйте, оставляя середину листа пустой. Нарисуйте все, что вас окружает в жизни, с кем и с чем вам приходится общаться, взаимодействовать — ваш социальный мир. Нарисовали? Теперь в центре нарисуйте себя».
Далее каждого участника просят показать рисунок и рассказать о нем что-либо. Желательны ответы на следующие вопросы:
- Нравится ли тебе твой рисунок, нравится ли тебе твой портрет?
- Что из нарисованного для тебя наиболее важно, а что — наименее?
- Есть ли разделяющая граница между тобой и окружающим миром?
- К чему из окружения ты обращен на рисунке?
- Как ты взаимодействуешь с тем, что нарисовано вокруг тебя?
- Что это для тебя значит?
Далее проводится групповое обсуждение. В процессе дискуссии учащиеся с ОВЗ должны понять, что, несмотря на то что одинаково тяжелые жизненные переживания действительно часто сближают людей, взаимопонимание между людьми все же основывается, как правило, не на этом, а на общности интересов, близком личностном развитии, профессиональной общности.
Занятие 5. Тема «Планирование жизненного пути»
Цель занятия: повышение уровня самооценки и жизненных притязаний лиц с ОВЗ.
Занятие начинается с упражнения «Мои достижения» (разработано Н.С. Пряжниковым):
1. Каждому участнику предлагается написать на листе 10 личных достижений в своей жизни (не обязательно профессиональных) (5—7 минут).
2. Затем каждому участнику необходимо выбрать 5 наиболее значимых достижений.
Далее участники группы разбиваются на небольшие подгруппы. Каждому члену подгруппы предлагается выбрать одно достижение из его списка и рассказать членам малой группы ситуацию, как это достижение было совершено. Пока один человек рассказывает, все остальные делают записи о том, какие именно навыки и позитивные личностные качества были использованы рассказчиком при совершении описанного достижения. После рассказа каждого участника малая группа обсуждает сделанные записи. Таким образом, выстраивается одобренный всей малой группой список навыков и эффективных личностных качеств каждого участника. Навыки могут быть как специальные (с рабочим содержанием), так и используемые человеком ежедневно, в том числе и навыки самоуправления и самоорганизации.
Далее проводится групповая дискуссия с участием всех членов группы.
Акцент при обсуждении делается на том, что нередко мы сами не знаем о своих сильных сторонах, а наши известные нам достоинства оказываются скрыты от других людей. Учащимся с ограниченными возможностями здоровья такое обсуждение позволяет более уверено взглянуть на свои способности и осознать силу своих личностных качеств.
В ходе групповой дискуссии обязательно должна быть затронута тема «Если бы не мое заболевание, я бы мог…». Участники дискуссии должны понять, что нередко ограничителем жизненной перспективы является не само заболевание, а сформировавшиеся убеждение о его влиянии на всю жизнь в целом.
Занятие 6. Тема «Варианты профессиональной карьеры»
Цель занятия: рассмотрение различных вариантов планирования профессиональной карьеры.
Проводится групповая дискуссия на тему «Что такое профессиональный успех и в каком возрасте он приходит?».
Ведущий разъясняет участникам, что существует ближайшая профессиональная перспектива на 2 — 3 года, дальняя перспектива — на 5 — 15 лет. В ходе дискуссии обсуждаются следующие вопросы:
- Что такое профессиональный успех?
- Какие задачи вы ставите перед собой в ближайшей и дальней профессиональной перспективе?
Далее руководитель объясняет участником, что такое жизненный план и предлагает рассмотреть технологию его построения. Для этого представляется следующая схема.
Мой жизненный план
ЧТО: Я знаю, что я хочу.
КОГДА: Я предполагаю, когда это должно произойти.
КАК: Я намечаю, как я этого достигну.
Каждому участнику предлагается написать свой жизненный план. Далее проводится групповое обсуждение проблемы. Определяются преимущества и недостатки разных жизненных планов. Ведущий предлагает каждому участнику выбрать наиболее интересный и эффективный жизненный путь и выявить его плюсы и минусы. Затем найденные плюсы и минусы выносятся на общее обсуждение.
Далее проводится упражнение «Мой рабочий день через три года».
Участникам предлагается следующая инструкция:
Представьте свой рабочий день через 5 лет. Вы просыпаетесь утром. Кто вы? Что вы делаете в течение дня? Где вы работаете? Не торопитесь, попробуйте увидеть все конкретно и подробно. Нравится ли вам ваш день, ваша работа, ваше жизненное положение? Если вы не работаете, то чем вы заняты?
Результаты выполнения упражнения обсуждаются участниками занятия.
Занятие 7. Тема «Подведение итогов тренинга»
Цель занятия: подведение итогов занятий, получение обратной связи от группы, обмен чувствами и впечатлениями.
Ведущий предлагает участникам по кругу высказать свои мнения по следующим темам:
- Что больше всего запомнилось на занятиях?
- Какая тема была особенно актуальной, интересной?
- Какие еще вопросы, связанные с построением профессиональной карьеры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не были затронуты?
В заключение ведущий предлагает участникам выполнить упражнение «Чемодан в дорогу». Для каждого участника занятий собирается «чемодан в дорогу»: письменные послания с пожеланиями будущей профессиональной жизни и комплиментами. В письменном пожелании необходимо указать, кому оно направлено. По окончании упражнения записки прочитываются.
Т.В.Беловой, В.А.Солнцевой