ПРОГРАММА ПОСТРОЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)
Авторская программа Т.В.Беловой, В.А.Солнцевой. Содержит тренинговые упражнения и игры, направленные на развитие координации движений, памяти, внимания, уверенности в себе, способности принимать самостоятельные решения.
Основные направления работы
Основными направлениями профориентации учащихся общеобразовательной школы с ОВЗ являются:
- профессиональная информация — ознакомление учащихся с миром профессий и современными видами производства, состоянием рынка труда города Москвы, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, возможностями профессионально-квалификационного роста в процессе профессиональной деятельности.
- профессиональная консультация — оказание помощи учащемуся в профессиональном самоопределении; предоставление рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующей его психологическим, психофизиологическим и физическим возможностям и особенностям; определение степени пригодности к конкретной профессии в соответствии с нормативными требованиями и учетом медицинских ограничений.
Таким образом, профориентация учащихся с ОВЗ включает в себя следующие элементы:
- ознакомление с профессиональными квалификационными характеристиками;
- познание своих психофизиологических особенностей, возможностей и ограничений;
- получение рекомендаций специалистов по выбору будущей профессии.
Исходя из этого всю профориентационную работу в школе можно подразделить на несколько этапов.
Первый этап работы — определение готовности школьника с ОВЗ к профессиональному самоопределению. В качестве показателей готовности школьника к самостоятельному выбору будущей профессии выделяются:
- информированность учащегося. Знание состояния рынка труда, видов профессионального образования, содержания и условий труда по избранной профессии, учебных заведений, где можно получить избранную профессию (специальность);
- сформированность общественно значимых мотивов выбора профессии (сближение профессиональных намерений с потребностями рынка труда);
- выраженность профессиональных интересов. Наличие устойчивых профессиональных интересов (проявляющихся в течение ряда лет) к определенной области деятельности или к конкретной профессии;
- наличие определенных способностей к определенному виду профессиональной деятельности или области знаний (математике, физике, педагогике и т.д.);
- сформированность профессиональных намерений (намерения устойчивы, основаны на достаточном знании содержания профессиональной деятельности, условий труда, путей получения профессионального образования);
- адекватный уровень профессиональных притязаний (интересы, способности, самооценка, профессиональные намерения, физические возможности, состояние здоровья согласуются между собой и степень их развития позволяет предполагать успешность будущей профессиональной деятельности).
Второй этап работы — определение содержания работы с учащимися в зависимости от их возраста, степени информированности о мире профессий и готовности к профессиональному самоопределению. Кратко эту работу можно представить в следующем виде.
Учащиеся 2—4 классов
Цель работы — сформировать мечту о той или иной профессии.
Задачи:
- ознакомление с профессиями, доступными при наличии ОВЗ;
- формирование первоначального интереса к определенным профессиям;
- оказание помощи в выборе образца для подражания в труде;
- формирование трудовых умений в доступных видах труда.
Ведущие формы работы: профориентационные беседы, игры, конкурсы на лучшие рассказы и рисунки о профессиях, сочинения о трудовой деятельности родителей, сочинение «О какой профессии я мечтаю».
Показатель эффективности: выбор учащимися видов деятельности по интересам, сформированность мечты о профессии.
Примеры работы с учащимися 2—4 классов
Профориентационные беседы на темы: «Зачем каждый человек трудится?», «Как появились различные профессии?», «Мир профессий». Тренинговые упражнения и игры, направленные на развитие координации движений, памяти, внимания, уверенности в себе, способности принимать самостоятельные решения.
Профориентационные игры «Когда я вырасту, то стану…», «Профессии, нужные в нашем городе».
Встречи с представителями различных профессий (желательно с наличием ОВЗ).
Конкурсы: «Мы все умеем делать сами».
Сочинения на темы: «О какой профессии я мечтаю?», «Профессии вокруг нас», «Кем быть или каким быть?».
Учащиеся 5—8 классов
1. Предварительный выбор профессии не сделан.
Цель работы — оказать помощь в предварительном выборе наиболее подходящих профессий.
Задачи:
- ознакомление с запросами рынка труда;
- формирование мотивов выбора профессии;
- ознакомление с профессиограммами профессий, содержанием и условиями труда по предпочитаемым профессиям;
- определение формулы предпочитаемой профессии, выдача рекомендаций о наиболее подходящих профессиях (с учетом наличия ОВЗ);
- проведение предварительной профдиагностики, оказание помощи в определении профессиональных возможностей с учетом наличия ОВЗ.
Ведущие формы работы: профинформация, профконсультация, формирование адекватного уровня самооценки и жизненных притязаний, развитие специальных способностей, творческие проекты.
Показатель эффективности: предварительный выбор определенных профессий.
2. Предварительный выбор конкретной профессии уже сделан.
Цель работы: поддержать или скорректировать предварительное профнамерение.
Задачи:
- определение профессиональных возможностей с учетом наличия ОВЗ;
- ознакомление с возможными путями приобретения профессии;
- развитие профессионально важных качеств.
Ведущие формы работы: профдиагностика, индивидуальные и групповые консультации, предоставление информации о профессиональных учебных заведениях, встречи с представителями различных профессий, посещение дней открытых дверей порофессиональных учебных заведений.
Показатель эффективности: сформированность адекватного предварительного профнамерения (учитывающего наличие ОВЗ).
Ведущие формы работы: проба сил в различных профессиональных направлениях, профориентационные игры, рефераты на тему «Моя будущая профессия», творческие конкурсы и проекты.
Показатель эффективности: предварительный выбор профессии (учитывающий наличие ОВЗ).
Примеры работы с учащимися 5—8 классов
1. Занятия на темы: «Что такое профессиональное самоопределение?», «Как выбрать профессию человеку с ОВЗ?», «Человек как творец своей жизни».
2. Тренинговые упражнения по развитию уверенности в себе, способности принимать самостоятельные решения, развитию гибкости и логики мышления, памяти, внимания, волевых качеств, коммуникативных навыков.
3. Профессиональные пробы по профессиям групп «человек—человек», «человек—природа», «человек—техника», «человек—знак», «человек—художественный образ».
4. Групповая диагностика, направленная на выявление профессионально важных способностей и возможностей учащихся с ОВЗ.
5. Индивидуальные консультации, направленные на помощь в ситуациях выбора профессии с учетом ограничений, связанных с ОВЗ.
Учащиеся 9—11 классов
1. Профнамерение все еще не сформировано или носит неосознанный характер.
Цель работы: сформировать осознанное профнамерение, учитывающее специфику рынка труда региона и возможности физического здоровья лица с ОВЗ.
Задачи:
- выявление профинтересов, способностей и возможностей учащегося (с учетом наличия ОВЗ);
- формирование адекватной самооценки и уровня притязаний;
- подбор профиля первоначальной профессиональной подготовки;
- ознакомление с профессиограммами предпочитаемых профессий.
Ведущие формы работы: тестирование, анкетирование, профориентационные беседы, наблюдение, изучение документации.
Показатель эффективности: сформированность осознанного и адекватного профнамерения, учитывающего наличие ОВЗ.
2. Профнамерение уже сформировано.
Цель работы: поддержать сформированное профнамерение или провести работу по его корректировке с учетом запросов рынка труда региона, способностей и физических возможностей учащегося.
Задачи:
- выявление профинтересов, способностей и возможностей учащегося (с учетом наличия ОВЗ);
- поддержание профнамерения учащегося или проведение работы по его корректировке;
- развитие волевой активности в подготовке к избранной профессии;
- оказание помощи в выборе предметов для углубленного изучения;
- ознакомление с путями приобретения профессии;
- ознакомление с требованиями современного рынка труда.
Ведущие формы работы: профориентационные уроки, деловые игры, трудовая деятельность профессиональной направленности, творческие проекты.
Показатель эффективности: сформированность адекватного профнамерения или его коррекция (с учетом наличия ОВЗ).
Примеры работы с учащимися 9—11 классов
1. Профориентационные беседы и занятия на темы: «Профессиональное самоопределение», «Профессиональная карьера», «Основы предпринимательства».
2. Тренинговые занятия по формированию умения ставить цели и добиваться их достижения, развитию умения самоанализа, умению определять свои возможности.
3. Ролевые игры «Если бы я стал…», «Я через 10 лет».
4. Игры «Формула профессии», «Кто нужен нашему городу?»
5. Групповые дискуссии на темы: «Выбор профессии: учитывать или игнорировать наличие ОВЗ?», «Востребован ли в обществе и в профессиональной среде человек с ОВЗ?», «Может ли человек с ОВЗ стать высокопрофессиональным специалистом?».
6. Индивидуальные профконсультации.
7. Групповые профконсультации.
В целом профориентационная работа с учащимися общеобразовательной школы начиняя с 9 класса должна строится по двум направлениям:
- групповая форма профконсультирования;
- цикл индивидуальных профконсультаций.
Примерный план построения цикла индивидуальных профконсультаций для учащихся старших классов
1. Информационный этап. Проведение справочно-информационных консультаций общего характера: о рынке труда, мире профессий, их классификации, выявление информированности учащихся о мире профессий.
2. Работа с профессиографическими материалами.
3. Этап выбора сферы трудовой деятельности. Определение интересов и склонностей к определенной профессиональной деятельности.
4. Этап соотнесения личностных особенностей и физических возможностей с выбранным направлением профессиональной деятельности. Диагностика личностных особенностей и физических возможностей применительно к области предпочитаемой профессиональной направленности.
5. Этап сужения поиска. На этом этапе целесообразно сгруппировать учащихся по типам профессиональной направленности. Проводятся справочно-информационные консультации, связанные с выбранными типами профессий, путями их приобретения, профессионально важными и профессионально желательными качествами и т.д. Уточняются мотивы выбора профессии. Происходит конкретизация целей. Проводится диагностика профессионально важных качеств. Делаются выводы о профпригодности в связи с наличием ОВЗ. В случае невозможности занятия выбранной профессиональной деятельностью производится корректировка первоначального профнамерения.
6. Работа с профессиональным планом.
6.1. Профессиональный план имеется, он соотносится с реальными способностями и возможностями учащегося с ОВЗ. Следует обратить особое внимание на реальность поступления в планируемое учебное заведение, обсудить запасные варианты.
6.2. Профессиональный план имеется, но он не соотносится с реальными способностями и возможностями учащегося с ОВЗ. Необходимо выяснить причину рассогласования и оказать помощь в формировании нового плана (по возможности с учетом ранее избранного направления трудовой деятельности).
6.3. Профессиональный план отсутствует:
- профессиональные склонности выражены и осознанны. Необходимо помочь выбрать пути приобретения профессии, обсудить положительные и отрицательные стороны каждого из вариантов получения профессии;
- профессиональные склонности не выражены. Особое внимание следует обратить на формирование мотивов выбора и реальность самооценки. Необходимо содействовать выбору типа профессии и формы приобретения профессиональных знаний (выбору учебного заведения). В процессе консультирования возможно составление и обсуждение нескольких вариантов профессионального плана.
Результатом проделанной работы может быть написание «Индивидуального профессионального плана»
Примерный план построения групповой профконсультационной работы для учащихся старших классов
Цели консультации:
- ознакомление выпускников с рынком труда Московской области и города Москвы, его требованиями, тенденциями его изменения;
- расширение знаний о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда;
- помощь в составлении плана профессионального самоопределения с учетом требований рынка труда и наличия ОВЗ.
Содержание консультации:
1. Информация:
- о положении выпускников школ на рынке труда города Москвы;
- возможностях получения среднего или высшего профессионального образования;
- причинах неконкурентоспособности молодежи на рынке труда и путях ее повышения.
2. Беседа:
- основные факторы, влияющие на выбор профессии;
- выбор профессии на рынке труда региона;
- конкурентоспособность на рынке труда;
- ограничения и возможности в получении профессионального образования и трудоустройстве лиц с наличием ОВЗ;
- возможности получения базового образования, дополнительного образования, опыта производственной деятельности.
3. Профдиагностика в целях выбора или корректировки избранной сферы трудовой деятельности (с использованием профдиагностических методик).
4. Подведение итогов профдиагностики, при необходимости приглашение на индивидуальную консультацию в целях конкретизации профессионального выбора, обсуждения вариантов профессионального обучения или профподотовки, возможностей трудоустройства в будущем.
Групповая консультация является одним из наиболее перспективных направлений профориентационной работы с учащимися общеобразовательных школ. Ее основными преимуществами являются:
- экономия времени консультанта в тех видах деятельности, которые не требуют обязательной индивидуальной работы;
- эффективность профессионального информирования, повышение уровня психологической компетентности учащихся в вопросах выбора профессии и поиска работы.
Групповая консультация может быть построена по общему плану или носить целевой характер.
По целевому признаку выделяют следующие виды групповой консультации.
1. Справочно-информационная — выполняет функцию информирования по основным вопросам выбора профессии, профессионального обучения, переобучения и трудоустройства лиц с ОВЗ. При ее проведении следует учитывать, что информация воспринимается наиболее продуктивно первые 10—15 минут, поэтому ключевые понятия и сведения установочного характера имеет смысл давать в начале консультации. Общее время проведения такой консультации рекомендуется ограничить 45—50 минутами.
2. Диагностическая консультация — объектом диагностики могут быть психофизиологические, индивидуально-психологические особенности, социальная и мотивационная сфера. Однако следует учитывать, что возможности диагностики в условиях групповой консультации довольно ограничены. В частности, специфика групповой консультации в большинстве случаев исключает возможность интерпретации индивидуальных результатов. Поэтому при подборе методик при проведении групповой консультации следует отдавать предпочтение тем из них, которые допускают самостоятельную обработку клиентом полученных данных (например, ДДО).
Цель диагностической консультации состоит в том, что после ее проведения учащийся может получить следующие рекомендации:
- как соотнести свои индивидуальные и психологические особенности, состояние здоровья и профессиональные намерения;
- требования каких профессий противоречат индивидуальным особенностям данного клиента;
- возможности коррекции неэффективных профессиональных намерений.
3. Развивающая консультация — предусматривает применение активных методов работы в группе (имитационные и карточные профориентационные игры, использование элементов психотренинга, психотехнические игры и т.п.). Цель такой консультации — моделирование профессиональной деятельности, возможность проиграть социальные и профессиональные отношения, стимулировать интерес к проблеме профессионального выбора. Подобная консультация обязательно должна заканчиваться обсуждением, в ходе которого анализируются возникшие затруднения и психологические качества учащихся, помогающие или мешающие выполнению заданий.
4. Корректирующая консультация — вносит необходимую коррекцию в необоснованный или недостаточно продуманный профессиональный план учащихся. Групповая корректирующая консультация должна дать дополнительную информацию о содержании профессиональной деятельности, условиях труда, требованиях профессии к человеку, в том числе с медицинской точки зрения. При этом в группу коррекции рекомендуется подбирать учащихся со сходными проблемами и видами заболевания, так как причины выбора профессии, требующие корректировки, могут быть достаточно специфичными.
При проведении групповых консультаций следует учитывать, что такие ее виды, как развивающая и корректирующая консультации, требуют от профконсультанта специальной теоретической и практической подготовки.
Определение эффективности проводимой с учащимися профориентационной работы.
Критериями эффективности проводимой работы служат показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. Их определение также зависит от возраста учащихся.
2—4 классы
1. Мечта о той или иной профессии.
2. Знание содержания труда по доступным профессиям.
3. Сформированность трудовых умений в доступных видах трудовой деятельности.
5—8 классы
1. Сформированность профессиональных интересов и склонностей.
2. Сформированность мотивов выбора профессии.
3. Наличие потребности в правильном профессиональном самоопределении.
4. Волевая активность в подготовке к профессиональному самоопределению.
Практическая готовность
1. Предварительный выбор профессии.
2. Участие в дополнительных занятиях по интересам.
9—11 классы
1. Осознание смысла и цели своей жизни.
2. Понимание личностной и социальной значимости правильного выбора профессии.
3. Наличие профессионального плана.
4. Сформированность профессионально значимых личностных качеств.
Психологическая и психофизиологическая готовность
1. Сформированность устойчивого интереса к избираемой профессии.
2. Сформированность мотивов выбора профессии, связанных со знанием содержания труда.
3. Соответствие психических особенностей требованиям избираемой профессии.
4. Соответствие состояния здоровья требованиям избираемой профессии.
5. Волевая активность, стремление к овладению профессией.
6. Адекватная самооценка и уровень жизненных притязаний.
Практическая готовность
1. Сформированность устойчивого профнамерения.
2. Знание содержания и условий труда, формулы предпочитаемой профессии.
3. Наличие первоначального трудового опыта по избранной профессии.
4. Наличие первоначальных знаний и умений.
5. Знание способа приобретения профессии и перспектив профессионального роста.
Определить степень готовности к профессиональному самоопределению можно с помощью «Опросника готовности к профессиональному самоопределению (ОГПС)»
Заключение
Непрерывная профориентация учащихся общеобразовательных школ должна быть разработана с учетом возрастных особенностей учащихся разных классов. При этом необходимо учитывать, что трудности профессионального самоопределения у молодых людей с ОВЗ вызваны в основном следующими расхождениями:
- между потребностями общества в кадрах и их личными профессиональными планами;
- между профессиональными интересами, склонностями и физическими возможностями и личностными особенностями учащегося с ОВЗ;
- между профессиональными планами молодого человека и планами его родителей в отношении него.
Также при разработке содержания профориентационной деятельности в школе необходимо учитывать, что чем младше человек в момент выбора профессии, тем больше вероятность того, что его выбор не самостоятелен и не основан на собственной системе ценностей.
Правильно организованная работа в этих направлениях помогает молодым людям с ОВЗ осуществлять самостоятельный профессиональный выбор с учетом потребностей рынка труда, собственных интересов и возможностей.
Т.В.Белова, В.А.Солнцева.