ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

В новом «Законе об образовании РФ» подчеркнуто, что одним из важнейших показателей эффективности модернизации российского образования является успешность профессиональной ориентации. Стандарт общего среднего впервые ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»). Личностные результаты освоения основной образовательной программы, наряду с другими, включают осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов, отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. Однако, если говорить по большому счету, в настоящее время ресурсы решения этой важной государственной проблемы отсутствуют.


Можно указать лишь несколько проблем, негативно влияющих на образование, в том числе и на профессиональную ориентацию школьников.

  • Превращение образования в оплачиваемую услугу усиливает средовый риск, принципиально меняет характер взаимодействий в системе образования, структуру мотивов и ценностных ориентаций, снижая доступность образовательных услуг для неимущих слоев населения.
  • Неоднозначно проявляется роль института образования при его столкновении с деятельностными формами риска. Среди учащихся средних школ и ПТУ, по их собственному признанию, каждый третий вынужден постоянно совершать в процессе учебы рискованные поступки, а среди студентов вузов – каждый второй.
  • В условиях социальной неопределенности изменяется роль самого института образования. Являясь важнейшим фактором воспроизводства человеческого потенциала, образование призвано обеспечить преемственность культурного наследия и развить у молодежи способность к его обновлению. Однако в повседневной жизни молодые люди постоянно сталкиваются с трудно согласуемым стремлением улучшить условия своей жизни, заработать и одновременно преуспеть в образовании. Постоянно возникают риски, связанные с несовместимостью учебы с работой, либо того и другого с удовлетворением своих культурных запросов. Иногда приходится бросать учебу для создания семьи.
  • Нельзя не обратить внимание и на катастрофическую перегрузку учащихся в связи с модернизацией образования. Учебная нагрузка старшеклассников всеми видами заданий достигала 167 часов в неделю, при том что в неделе всего 168 часов. Учащиеся вынуждены самостоятельно регулировать этот процесс.
  • Аналогично усиливаются противоречия в связи с диспропорциями в подготовке и использовании специалистов, с перепроизводством так называемых «модных» профессий, с нарушением соотношения технического и гуманитарного, государственного и частного, бесплатного и платного образования.

К причинам сложившегося положения следует отнести: декларированность и практическое отсутствие государственного статуса профориентации молодежи в России; эпизодичность ее осуществления; неподготовленность учителей и других практических работников к ее реализации; недостаточная связь и преемственность школы, родителей, системы профессионального образования, производства, службы занятости и других социальных институтов, а отсюда – подмена и дублирование функций различными субъектами, ответственными за трудоустройство, обеспечение занятости и в целом за судьбу подрастающего поколения.

Новые подходы к профориентации

Важность преодоления указанных недостатков и проблем актуализировали необходимость создания новых подходов к профориентационной работе в образовательных учреждениях с учетом потребностей рынка труда и образовательно-профессиональных запросов молодежи.

Таким образом, проблема профессиональной ориентации – проблема, прежде всего, социально-экономическая, определяющая путь страны, ее место в современной цивилизации и культуре, которое во многом зависит от успешного развития кадрового потенциала и состояния рынка труда.

Есть различные толкования учеными определения профессиональной ориентации. Например, профессиональная ориентация – это деятельность различных участников подготовки подрастающего поколения к труду, выбору профессии. Являясь неотъемлемой частью непрерывного образования, она призвана решать комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач для формирования профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям личности и запросам рынка труда в кадрах высокой квалификации. Но, на наш взгляд, более полное толкование профессиональной ориентации следующее – это система взаимодействия личности и общества (различного на определенных этапах развития человека), направленного на удовлетворение потребностей личности в профессиональном самоопределении и потребностей общества в воспроизводстве социально-профессиональной структуры. Результатом такого взаимодействия должна стать сформированная готовность личности к профессиональному самоопределению.

При этом необходимо иметь в виду следующие обстоятельства. Во-первых, мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Многие профессии « живут» лишь 5– 10 лет, а затем либо « умирают», либо изменяются до неузнаваемости. Во-вторых, особенностью современного мира профессий является то, что на смену монопрофессионализму приходит многопрофессионализм. Следует учитывать и стремление человека (чаще вынужденное) поменять профессию или повысить квалификацию. Для этого необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных за период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Поэтому развитие способности к самоизменению, самосовершенствованию, самопознанию, самореализации и рефлексии являются необходимейшим условием образования и подготовки молодежи к профессиональному самоопределению.

По мнению психологов, важнейшим фактором профессионального развития, профессионального самоопределения является внутренняя сфера личности, ее активность, потребность в полноценной самореализации.

Объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала личности в профессиональном труде являются интегративные характеристики: профессиональная направленность, профессиональная компетентность, эмоциональная (поведенческая) гибкость (Л. М. Митина).

Особенностью данного подхода является рассмотрение профессионального самоопределения как процесса формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, нахождении себя в образах профессионального мира, что поможет подготовить человека в будущем к возможной перемене профессий, адаптации к меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

Профессиональное самоопределение в условиях непрерывного образования

При построении содержания педагогической поддержки процессов профессионального самоопределения в условиях непрерывного образования мы руководствуемся следующими методологическими подходами:

  • социокультурным подходом, который позволяет выявить факторы влияния различных общественных процессов на социальное и профессиональное самоопределение старших подростков и факторные влияния социального и профессионального самоопределения старших подростков на общественные (в том числе экономические процессы);
  • системно-функциональным подходом, позволяющим исследовать систему (в данном случае содержание подготовки) в рамках более крупной системы (процесса школьного образования) и устанавливать функциональные зависимости между ними;
  • деятельностным подходом, позволяющим исследовать изменения характеристик процесса социального и профессионального самоопределения, фиксировать изменение отношений современного подростка к будущей профессиональной деятельности.

Принципиальное значение для методологического обоснования проблемы исследования имеют:

  • экзистенциальный подход, рассматривающий человека как творящего самого себя, как «проект своего собственного бытия»;
  • аксиологический подход, относящий человека и его формирование по идеалу к фундаментальным человеческим ценностям;
  • акмеологический подход, позволяющий рассматривать профессиональный идеал как стимул и мотив непрерывного профессионального совершенствования личности и достижения ею вершин профессионализма (акме);
  • системный подход, позволяющий представить процесс формирования профессионального самоопределения как педагогическую систему, включающую и учитывающую взаимосвязи ее элементов (цель, идеи, субъекты, объекты, отношения между ними, среду, содержание, деятельность, ресурсы, результаты), а также позволяющий использовать потенциал других походов: средового, рефлексивного, культурологического.

Немалая роль в обеспечении теоретического обоснования профессиональной ориентации учащейся молодежи принадлежит принципам:

  • непрерывности – ориентированный на обеспечение в воспитательно-образовательном процессе единства общего среднего, допрофессионального и профессионального образования во взаимосвязи с общекультурными, социальными и личностными запросами;
  • интеграции – предполагающий объединение усилий субъектов воспитательно-образовательного процесса в определенные комплексы, в которых каждый выполняет свои функциональные обязанности с учетом стоящих перед ним задач, направленных на повышение качества социально-профессионального самоопределения личности;
  • дифференциации и индивидуализации – направленный на организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы, методы) с учетом личностных особенностей и запросов учащихся и их состояния здоровья, что позволяет интенсифицировать процесс социально-профессионального самоопределения молодежи;
  • гибкости – осуществляемый в зависимости от индивидуальных потребностей, мотивов, ценностных ориентаций личности за счет включения в воспитательно-образовательный процесс инновационных подходов, моделей дополнительных курсов, блоков, индивидуальных программ, оказания консультативной помощи.
  • сферности – переход от отраслевого решения проблем социально-профессионального самоопределения учащейся молодежи к межведомственному, предполагающий объединение усилий социального, экономического, культурного, профессионального комплексов;
  • открытости – гибкое реагирование субъектов воспитательно-образовательного процесса осуществлять подготовку не только к конкретному виду деятельности, но и запасным вариантам, предоставлять учащимся все большую свободу, самостоятельность и ответственность, не ограничивая их право выбирать индивидуальные программы и проекты образования и развития не только в школе, но и в другом социально-образовательном пространстве (на конкретном рабочем месте, университете, техникуме и др.);
  • активности самоопределяющегося школьника – предполагающий веру в его возможность самостоятельного и осмысленного решения своих проблем, принцип активности самого педагога и психолога в организации сопровождения социально-профессионального самоопределения, что предполагает поиск педагогом и психологом новых, неординарных подходов в профориентационной работе с учетом конкретных условий своего образовательного учреждения и города;
  • оптимизма, предполагающего веру в позитивное решение любых проблем ученика, связанных с социально-профессиональным самоопределением;
  • поэтапности работы – предполагающий отказ от “быстрых” и внешне “эффектных” форм профориентационной работы (что выражается в понятии “профанация”) и, наоборот, культивирование планомерной и систематичной работы, основанной на идее развития субъекта самоопределения, что уже предполагает совместное с педагогом (или профконсультантом) прохождение разных этапов такого развития;
  • партнерства – предполагающий добровольное взаимодействия ради достижения общих (или близких) целей и совместного решения проблем на основе взаимоуважения и признания равных прав субъектов (участников) взаимодействия и коммуникации.

 

Теоретико-методологическая составляющая обоснования педагогической поддержки послужила основанием для разработки и содержания профориентационных средств.


Методическая составляющая педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся

Так, творческим коллективом под руководством автора этой статьи и заведующего лабораторией социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО Н. Ф. Родичева разработана и опубликована издательским центром «Академия» серия учебно-методических комплектов по профессиональной ориентации школьников для 1–11 классов: «Путешествие в мир профессий» (1–4 класс), «Кем я хочу быть» (5–6 класс), «Познаю себя и профессии» (7–8 класс), «Профессиональное самоопределение: Выбор профиля обучения и профессии» (9 класс), «Профессиональное самоопределение: от учебы к профессиональной карьере» (10 –11 классы).

При разработке данных комплектов особое внимание уделялось обеспечению их методической составляющей. При этом авторы руководствовались тем, что у школьников должны быть сформированы компетентности, значимые для профессионального самоопределения. К ним относятся: готовность прогнозировать и планировать свои профориентационно значимые действия; действовать в социуме и рабочей группе; вступать в коммуникацию с представителями социокультурного и профессионально-производственного окружения; противостоять манипулятивному влиянию; презентовать себя на рынке труда и образовательных услуг; анализировать и интерпретировать содержание общего среднего образования в контексте образовательно-профессиональных маршрутов (представителей социокультурного и профессионально-производственного окружения, воображаемых и реальных сверстников, собственного маршрута). Формирование указанных компетенций осуществлялось с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.

Содержание каждого учебного курса не обеспечивает школьников готовыми результатами и решениями о выборе профессии. Оно ориентировано на включение их в творческую продуктивную деятельность, направленную на поиск смысла профессионального труда в жизни каждого человека, а также приобретение первоначального опыта в отдельных видах профессиональной деятельности, которая может послужить в дальнейшем и основанием для выбора профессии.

В соответствии с замыслом курса наряду с репродуктивными методами (рассказ, беседа, объяснение) применяются информационно-поисковые методы (проблемное изложение, эвристические беседы, диспуты, методы организации исследовательской деятельности, работа с литературными источниками). Профильные и профессиональные пробы используются с целью приобретения школьниками практического опыта в избираемой профессиональной деятельности.

Уточнение, углубление профессионального самоопределения в конкретной, близкой или совсем другой сфере профессиональной деятельности может осуществляться и на других возрастных этапах в период обучения в системе профессионального образования, повышения квалификации, стажировки, самообразования.

Для повышения качества решения проблемы профессиональной ориентации учащейся молодежи, а также взрослого населения целесообразно:

  • разработать и реализовать на практике комплексную программу исследования, включающую вопросы личностного, социального и профессионального самоопределения и рекомендовать использовать для успешного ее решения разрозненные в настоящий момент ресурсы научно-исследовательского потенциала российских и зарубежных ученых и практиков, работающих в данной области;
  • шире использовать в практике профориентационной работы с учащейся молодежью информационные источники и инструменты;
  • в практике профессиональной ориентации привлекать социальных партнеров, максимально используя их потенциал в сфере государственных структур, бизнеса и некоммерческих организаций;
  • особое внимание уделить подготовке кадров – профориентологов в условиях непрерывного образования, обеспечивая преемственность на всех возрастных этапах в подготовке детей и молодежи к жизненному и профессиональному самоопределению.

Достичь эффективных результатов в решении проблемы профессиональной ориентации, являющейся интегративной, многоаспектной, комплексной и междисциплинарной, можно только при объединении усилий науки, практики – специалистов различных областей и представителей государства, бизнеса.

Литература

1. Митина Л. М. Профессиональное и личностное самоопределение молодежи: вчера, сегодня, завтра / Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Самара, 30 июня – 1 июля 2008 г.). Самара: Самар. гуманит. акад, 2008. 264 с.
2. Родичев Н. Ф., Чистякова С. Н. Формирование профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования // Педагогика. 2012. № 9. С. 16–24.
3. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф.Профессиональная ориентация: система и новые рубежи // Профессиональное образование. Столица. 2012. № 12. С. 20–24.
4. Чистякова С. Н. Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования // Школа и производство. 2013. № 1. С. 9–12.

Чистякова  С.Н., доктор педагогических наук,
профессор, член-корреспондент РАО,
академик-секретарь Отделения профессионального образования РАО, г. Москва