ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЕГЭ ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

 

ЕГЭ – это основная форма государственной (итоговой) аттестации выпускников школ Российской Федерации, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования. Результаты ЕГЭ признаются всеми образовательными организациями профессионального образования как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам. Подготовка и сдача данного экзамена — важный шаг в жизни любого выпускника.


Организация и правила проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ регулируются приказом Минобрнауки России от 11 октября 2011 года № 2451 «Об утверждении порядка проведения ЕГЭ» и изложены в приложении к письму Рособрнадзора от 5 марта 2010 г. № 02-52-3/10-ин «Методологические рекомендации по организации и проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Выпускники 11 (12) классов с ОВЗ имеют право добровольно выбрать формат выпускных испытаний — ЕГЭ либо государственный выпускной экзамен. При этом допускается сочетание разных форм аттестации по разным предметам. Возможность проведение аттестации в домашних условиях в законодательстве отсутствует, однако существуют льготные условия для сдачи ЕГЭ лицами с ОВЗ.

Условия организации и проведения ЕГЭ для обучающихся с ОВЗ определяются с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее — индивидуальных особенностей) выпускников.

Для определения условий проведения ЕГЭ выпускник с ОВЗ при подаче заявления на участие в ЕГЭ должен предоставить один из следующих документов (оригинал или ксерокопию):

  • заключение психолого-медико-педагогической комиссии;
  • справку об установлении инвалидности, выданную федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

В каждом из субъектов Российской Федерации имеется орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования (в Московской области – Министерство образования), занимающийся решением данных вопросов. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления. Отдельные вопросы управления находятся в компетенции и сфере ответственности образовательного учреждения. Дополнительную информацию о правилах проведения итоговой аттестации можно узнать на официальном информационном портале Единого Государственного Экзамена.

В методических рекомендациях говорится, что пункты проведения экзаменов для лиц с ОВЗ могут быть организованы на базе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений или на базе общеобразовательных учреждений, в которых может быть назначена специализированная аудитория (аудитории). В специализированной аудитории могут находиться участники ЕГЭ с различными заболеваниями. Однако общее число обучающихся в одной аудитории не может быть более 6 человек.

Пункт проведения государственного экзамена для участников с ОВЗ должен быть оборудован с учетом их индивидуальных особенностей. Материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа в классные комнаты, аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, широких проходов внутри помещения между предметами мебели и свободного подхода на инвалидной коляске к рабочему месту; наличие специальных кресел и других приспособлений; при отсутствии лифтов аудитория для участников ЕГЭ с нарушением функций опорно-двигательного аппарата должна располагаться на первом этаже).

Во время проведения экзамена для участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья в аудиториях могут быть организованы питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур. Сама продолжительность экзамена при этом должна быть увеличена на 1 час 30 минут.

В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации сказано, что при проведении экзамена могут присутствовать ассистенты, оказывающие молодым людям с ограниченными возможностями и инвалидам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей:

  • содействие в перемещении;
  • оказание помощи в фиксации положения тела, ручки в кисти руки;
  • вызов медперсонала;
  • оказание неотложной медицинской помощи;
  • помощь в общении с сотрудниками пунктов проведения экзаменов (сурдоперевод – для глухих).

Ассистентом может быть назначен штатный сотрудник образовательного учреждения, в том числе и специальной (коррекционной) школы. Для сопровождения участников ЕГЭ запрещается назначать учителя-предметника по предмету, по которому проводится ЕГЭ в данный день. В аудитории, где проводятся аттестационные испытания, должны быть предусмотрены места для ассистентов.

Списки ассистентов утверждаются Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК). Данный орган создается в каждом субъекте Российской Федерации. В его состав входят представители органов государственной власти региона, органов местного самоуправления, школ, колледжей и вузов, расположенных на территории субъекта России, их объединений, а также иных организаций. Персональный состав ГЭК утверждается Рособрнадзором. В задачи экзаменационной комиссии входит организация, координация и контроль за работой по подготовке и проведению ЕГЭ на территории субъекта, она также утверждает на своем заседании результаты проведения ЕГЭ, или принимает решения об их отмене.