Анкета участника

ФИО: Мухина Наталья Николаевна

Дата и место рождения: 13. 03. 1975 г. р., Московская область, Егорьевский район, с. Васильковое

Место работы: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Коломенский аграрный колледж имени Н.Т. Козлова»

Должность в настоящее время: преподаватель

Год начала в системе инклюзивного СПО: 1999 г.

Вопросы о профессиональной деятельности

  1. Как Вы пришли в свою профессию? Кто помог с профессиональной ориентацией?

Интересно пришла, скажу честно. Мне немножечко повезло. Мой наставник — мама. Дело в том, что она мне всегда говорила, нужно выбрать профессию, которая пригодиться и в городе, и на селе.

Плюс у меня еще на лестничной площадке со мной проживал на тот момент учитель-предметник. Она тоже вселяла в меня уверенность, что у меня есть шанс учить детей. Кстати, у меня было много разных идей, что можно ещё попробовать себя где-то в чём-то другом, но всё-таки так жизнь, наверное, сложилась, и получилось, что после школы с подругой одновременно мы поступили в один и тот же университет. Сначала, конечно, в университет имени Крупской в Москву, но получилось так, что Московской области общежития не давали, и мы перевелись в Орехово-Зуевский педагогический институт, тоже вдвоем. Выучились, и она, и я, работаем в сфере образования, она в Егорьевском техникуме, я в Коломне.

  1. Расскажите о своем опыте в профессии. Есть ли профессиональные секреты? Какая часть работы приносит Вам наибольшее удовольствие?

Секреты. Раз секреты нельзя рассказывать, делиться нельзя, его можно только потом закопать и никому не рассказать. Не знаю, мне кажется, профессионального ничего нет. Часть работы, которая приносит мне удовольствие — это когда есть результат, он не всегда может быть положительный, пускай он даже мизерный, но он хоть есть, вот это, наверное, самое надёжное и лучшее, и нужное. Вот это самое по сердцу лучшее.

  1. Расскажите о Ваших студентах: кто из них добился успеха?

Есть, много ребят добились успеха, есть даже выпускники, которые сейчас являются индивидуальными предпринимателями. Еще есть два брата, у них своя пекарня. Были еще два брата. Вот как-то семейный, что ли, бизнес. Другие занимаются отделочными работами.

Даже среди ребят, которых я выпускала из групп инклюзивного образования, есть успешные и состоявшиеся люди. Один учился, ну, у него цель была. Он слесарными работами занимается.

Все, кто ставили перед собой цель, и выбирали правильный жизненный ориентир — они добились своего, честно скажу. Пропащих таких, как говорится, нет от слова совсем. Кто-то куда-то, где-то работает.

Я иногда пересекаюсь с ребятами, кто-то занимается, ну, знаете, мелким бизнесом, конечно, он тоже маленький и мизерный все-таки, но, вот, денежный, приносящий денежку.

А еще недавно я случайно в магазине пересеклась со своим бывшим студентом, и он занимается установкой дверей, производством дверей. Я не думала даже о том, что он ставит перед собой великие цели.

Еще есть выпускник, который занимается ремонтом, у него своя автомастерская.

  1. Какие из навыков вы считаете ключевыми в вашей профессии? Что должен уметь специалист в вашей области? Какие черты характера могут помогать или мешать деятельности?

Даже навыками? Ой, не знаю. Мне кажется, любовь, понимание, ласка, какой-то такой, знаете, общий интерес со студентами, когда ты с ними на одной волне. Что должен уметь специалист в моей области? Уметь…

Наверное, понимать каждого студента. Каждый детеныш, он по-своему с чем-то своим, со своим характером, со своими такими идеями и жизненным статусом.

И вот, наверное, надо его просто понять, принять.

На мой взгляд, специалист в моей области, наверное, должен проявлять настойчивость. Наверное, настойчивость, больше ничего.

А мешать может — гордыня. Вот гордыня, наверное, если у человека есть, если он не хочет ее немножечко убрать и как-то перестроится, вот она будет мешать.

  1. Есть ли сложности при обучении студентов с инвалидностью и ОВЗ? Какое основное отличие в процессе обучения студентов с особыми образовательными потребностями?

Наверное, самая основная сложность — это учебники, это раз, какое-то оборудование, наверное, два, потому что для перемещения в помещениях учебных учреждений, всё-таки уже созданы условия, а вот насчёт именно материала для обучения, наверное, это тяжеловато. На мой взгляд, отличий между обучением нормотипичных студентов, и студентов с особыми образовательными потребностями — нет. Мне кажется, они все одинаковые, но в тоже время уникальные. Каждому ребенку и подростку, необходим свой индивидуальный подход.

  1. Как на Ваш взгляд трансформировалась система инклюзивного СПО за проршедшие десятилетия? Какие позитивные изменения Вы можете отметить? Где основные трудности?

Во-первых, в ходе трансформации, учебные учреждения увеличили количество мест для приема, материала учебного стало побольше и все-таки у них, у ребят, появился шанс устроиться куда-то на работу. Еще с практической точки зрения, стали для них строить и обустраивать мастерские, именно где их можно научить практическим навыкам. Для полной работы системы инклюзивного образования, должно быть понимание с этой стороны и с той стороны. Если оно есть, согласие между уровнями, как говорится, с двух сторон, то и вопрос любой решить можно.

Вопросы личного характера

  1. Расскажите немного о себе: где выросли? Где обучались?

Ну, я, как всегда говорю, я деревенская, родилась в обычной деревне, да, и семья у меня тоже обычная, родители: мама-  бухгалтер, папа был токарем, училась в обычной школе, закончила одиннадцать классов, дальше уже институт, но я всё-таки хожу в свою школу, дабы она у меня недалеко, и как бы, по мере возможностей. Все педагоги, те, которые ещё там остались и которые учили меня, мы всегда общаемся.

У меня даже учитель, начальных классов мой, еще жив, и мы живём в одном подъезде, я на первом, она на третьем, то есть мы всегда вместе выходим на работу и делимся всякими новостями, вот. Но с института очень мало у меня друзей и знакомых осталось, в сфере образования, не все смогли остаться работать в профессии.

  1. Занимаетесь ли Вы общественной деятельностью?

Ну, дома мы стараемся, да. Сейчас нас всех обязали разделять мусор, моя семья активно принимает в этом участие. Еще у нас есть женщина пожилая, моя семья, если можно так сказать, занимается волонтёрством.

Субботники посещаем, так что, по мере, свободного времени, всегда ведем активную гражданскую позицию.

  1. Есть ли у Вас хобби?

Цветы растить. Ну, правда, потом их раздавать. Себе не оставляю, все, раздаю. То рассаду, то ещё чего-нибудь выращиваю. Больше всего люблю озеленение.

  1. Какое напутствие Вы могли бы дать студентам СПО или выпускникам школ, которые сейчас только выбирают свой профессиональный путь?

Как всегда говорили, да, и пословица была, и речь дедушки Ленина: «учиться, учиться и учиться», потому что все думают, что высшее образование и любое потом не пригодится нигде, никому не надо. Жизнь может так повернуться, что и учиться придется. Так что пока есть возможность, надо образование получать всегда.

Что касается школьников, то здесь надо по интересам, потому что, может быть, кому-то интересно с животными, кому-то именно техническое что-то, кто-то готовить умеет, может быть, и стоит, пойти на повара.

Так что, главная заповедь: «учиться, учиться, и еще раз учиться».