Интервью с Мартыновой Татьяной Евгеньевной, преподавателем математики Сергиево-Посадского социально-экономического техникума
— Татьяна Евгеньевна, расскажите, как вы пришли в профессию преподавателя? Что повлияло на ваш выбор?
— Мой путь в педагогику начался еще в школьные годы. Я родилась в Загорске (ныне Сергиев Посад) в 1970 году, и уже с 4 класса я была вожатой в классе, который был на три года младше. Это, наверное, и стало первым шагом к осознанию того, что работа с детьми и молодежью — это мое призвание. Позже я поступила в педагогический институт, где окончательно убедилась в правильности своего выбора. Еще во время учебы я начала работать: каждое лето и зимние каникулы проводила в пионерских лагерях в качестве вожатой, а на пятом курсе, во время практики, стала преподавать в московской школе. Так что вопрос о том, куда я пойду после института, даже не стоял — я точно знала, что буду работать в школе.
— Как складывалась ваша профессиональная карьера после окончания института?
— Сразу после института я начала работать в сельской школе. Там я впервые столкнулась с инклюзивным образованием. В моем классе училась девочка с ДЦП, и это был своего рода эксперимент: сможет ли ребенок с такими особенностями обучаться в обычном классе? Эксперимент завершился успешно — девочка не только окончила школу, но и поступила в техникум, а затем успешно работала в архиве. Это была моя первая победа в инклюзивном образовании, и она дала мне уверенность в том, что каждый ребенок, независимо от своих особенностей, может достичь успеха, если ему помочь и поддержать.
— Как вы оказались в системе среднего профессионального образования?
— Жизненные обстоятельства сложились так, что я перешла работать в систему СПО. Всегда старалась привить студентам активную жизненную позицию, быть для них примером. Я убеждена, что педагог должен быть всесторонне развитым человеком, интересоваться разными направлениями, постоянно учиться и проявлять активность в жизни. В какой-то момент у меня возникло желание помогать людям с ограниченными возможностями, и в 2018 году я пришла работать в Сергиево-Посадский социально-экономический техникум, где стала обучать студентов с особыми образовательными потребностями.
— С какими сложностями вы сталкиваетесь в работе с такими студентами?
— Работа со студентами с особыми образовательными потребностями требует особого подхода. К каждому уроку нужно тщательно подбирать материал, учитывая разные нозологии, продумывать задания и объяснения. К сожалению, не всегда хватает необходимых средств и ресурсов для работы с такими студентами. Есть и трудности в организации учебного процесса, особенно когда в одной группе оказываются студенты, которые до этого обучались на дому и не имели опыта социального общения. Но я верю, что главное — это терпение, индивидуальный подход и вера в потенциал каждого студента.
— Какие качества, на ваш взгляд, важны для студентов, чтобы стать успешными специалистами?
— Одно из самых важных качеств — это целеустремленность. К сожалению, не все студенты обладают этим качеством в достаточной мере, а оно необходимо для того, чтобы стать хорошим специалистом. Я всегда стараюсь мотивировать своих студентов, показывать им, что образование — это не просто формальность, а старт в самостоятельную жизнь, где они смогут приносить пользу обществу и получать удовольствие от своей работы.
— Что, по вашему мнению, должно быть главной целью образовательных учреждений для людей с особыми образовательными потребностями?
— Учебные заведения не должны становиться для таких людей лишь местом социализации. Они должны стать местом их старта в самостоятельную жизнь, где они смогут реализовать себя, найти свое место в обществе и стать его полноценными членами. Образование — это ключ к независимости, и наша задача — помочь каждому студенту найти этот ключ и открыть для себя новые возможности.
— Спасибо, Татьяна Евгеньевна, за ваш искренний рассказ и за ваш вклад в развитие инклюзивного образования. Ваш опыт и преданность профессии вдохновляют!
— Спасибо! Я верю, что каждый человек, независимо от своих особенностей, заслуживает шанса на полноценную жизнь, и я горжусь тем, что могу помогать своим студентам на этом пути.