Адикаева Татьяна Владимировна
Дата и место рождения: 03.08.1981 года рождения в Московской области в городе Егорьевск
Место работы Государственное Автономное Профессиональное образовательное учреждение Московской области «Егорьевский техникум» ГАПОУ МО «Егорьевский техникум»
Должность в настоящее время: Социальный педагог
Год начала работы в системе инклюзивного СПО: 8 лет
Работая в техникуме, обучающиеся часто задают мне вопрос, почему я выбрала профессию социального педагога? Я объясняю это тем, что данная профессия позволяет мне находиться в непрерывном образовании, мне нравится познавать всё новое, задаваться вопросами и искать на них ответы. Главное – не отставать от времени, так как от этого зависит моя успешность и педагогический опыт.
Главной целью своей работы считаю развитие и воспитание нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, способной строить свою жизнь, достойную человека.
На мой взгляд, при работе с подростами главным и важным моментом является научиться видеть и ценить в них ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, и понять, что подросток – это человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Необходимо, чтобы несовершеннолетний поверил, прислушался к совету, видел в социальном педагоге не врага, а друга, наставника. Ведь каждый подросток – это неповторимый микромир, существующий, развивающийся, анализирующий, совершающий и исправляющий ошибки, стремящийся к достижению одному ему известных высот. Поэтому важным в своей работе я считаю – уважение личности каждого ребенка, подростка.
Профессия социального педагога мне нравится за ее неповторимость и непредсказуемость каждого дня, за то, что она дает мне возможность ежедневно соприкасаться с миром детства, за то, что эта профессия была и будет нужна.
В последнее время социальный педагог в своей работе все чаще сталкивается с равнодушием и невоспитанностью неблагополучных родителей, с черствым отношением окружающих к проблемам детей. К тому же, достучаться в души своих подопечных порой бывает очень нелегко – трудные подростки часто озлобленны и никому не верят. В связи с чем, легкой работу социального педагога не назовешь, ведь она требует много душевных сил и к тому же не дает моментальных результатов, ее эффект нельзя просчитать, результаты работы могут появиться спустя несколько лет.
Но когда приходят подростки, которые окончили техникум спустя несколько лет и со словами благодарности, что они встали на путь добра и созидания, понимаешь, что ты на своем месте.
Многие студенты выпускники добились успехов в жизни и работе.
В профессии социального педагога ключевыми являются навыки, которые позволяют эффективно выстраивать отношения с детьми, семьями и сообществом, понимать их потребности и оказывать поддержку. Вот некоторые из наиболее важных навыков:
- Коммуникативные навыки:
- Умение слушать и слышать: Активное слушание, умение улавливать не только слова, но и эмоции, потребности и скрытые сообщения.
- Умение устанавливать контакт и выстраивать доверительные отношения: Создание атмосферы безопасности и доверия, чтобы люди чувствовали себя комфортно, делясь своими проблемами.
- Четкая и грамотная речь (устная и письменная): Умение понятно и эффективно доносить информацию до разных аудиторий (дети, родители, коллеги, представители власти).
- Навыки ведения переговоров и разрешения конфликтов: Умение находить компромиссы, улаживать споры и защищать интересы своих подопечных.
- Невербальная коммуникация: Умение понимать и использовать язык тела, жесты и мимику для эффективного общения.
- Аналитические навыки:
- Умение анализировать социальные проблемы: Понимание причин и последствий социальных проблем, умение выявлять факторы риска и ресурсы.
- Навыки сбора и анализа информации: Умение собирать информацию из разных источников (наблюдение, интервью, документация) и анализировать ее для выявления потребностей и разработки планов помощи.
- Умение оценивать ситуацию и принимать решения: Быстро и эффективно оценивать ситуацию, принимать взвешенные решения и брать на себя ответственность за их последствия.
- Организационные навыки:
- Планирование и организация работы: Умение планировать свою работу, расставлять приоритеты и эффективно использовать время.
- Навыки ведения документации: Аккуратное и своевременное ведение документации (отчеты, планы, журналы).
- Умение организовывать мероприятия: Организация и проведение мероприятий, направленных на социальную поддержку и развитие (тренинги, семинары, праздники).
- Навыки работы в команде: Умение эффективно взаимодействовать с другими специалистами (психологами, юристами, педагогами) для достижения общих целей.
- Эмпатия и эмоциональный интеллект:
- Эмпатия: Умение понимать и сопереживать чувствам других людей, вставать на их место.
- Эмоциональный интеллект: Умение распознавать, понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.
- Толерантность: Уважительное отношение к людям с разными взглядами, убеждениями и культурными особенностями.
- Знание законодательства и социальных программ:
- Знание законодательства в сфере защиты прав детей и семьи: Знание основных законов и нормативных актов, касающихся прав детей, семьи и социальной защиты.
- Знание существующих социальных программ и услуг: Ориентирование в системе социальной поддержки, знание доступных ресурсов и услуг для разных категорий населения.
- Творческие навыки:
- Умение находить нестандартные решения проблем: Творческий подход к решению сложных задач, умение находить новые возможности и ресурсы.
- Использование различных форм работы: Использование игровых методик, арт-терапии и других творческих подходов в работе с детьми и семьями.
- Навыки саморазвития:
- Постоянное обучение и развитие: Стремление к постоянному повышению квалификации, изучение новых методик и подходов.
- Саморефлексия: Умение анализировать свою работу, выявлять сильные и слабые стороны и работать над самосовершенствованием.
- Умение справляться со стрессом: Работа социального педагога часто связана со стрессом и эмоциональным выгоранием, поэтому важно уметь справляться с этими проблемами и заботиться о своем психическом здоровье.
Студенты с инвалидностью и ОВЗ сталкиваются с комплексом сложностей, которые можно разделить на несколько групп:
- Физические барьеры:
Недоступность архитектурной среды: Отсутствие пандусов, лифтов, специализированных туалетов, широких дверных проемов и других элементов, необходимых для передвижения студентов с НОДА или нарушениями зрения.
Недоступность учебных материалов: Отсутствие учебников в адаптированных форматах (шрифт Брайля, крупный шрифт, аудиоформат, электронный формат с возможностью масштабирования), а также специализированного оборудования (компьютеров с программами экранного доступа, слуховых аппаратов и т.д.).
Транспортные проблемы: Сложности с передвижением от места жительства до учебного заведения, особенно для студентов с НОДА.
- Психологические барьеры:
Низкая самооценка и неуверенность в себе: Чувство неполноценности, страх неудачи, социальная изоляция.
Стигматизация и дискриминация: Негативное отношение со стороны преподавателей и других студентов, предвзятость и навешивание ярлыков.
Трудности в адаптации к новым условиям: Сложности с освоением новых учебных программ, правил и требований.
Тревожность и депрессия: Постоянный стресс, связанный с необходимостью преодолевать барьеры и доказывать свою компетентность.
- Учебные сложности:
Трудности с восприятием и усвоением информации: Нарушения слуха или зрения могут затруднять восприятие лекций и других учебных материалов. Когнитивные нарушения могут замедлять процесс усвоения информации.
Трудности с выполнением заданий: Ограничения в двигательных функциях могут затруднять написание контрольных работ, выполнение лабораторных работ и участие в практических занятиях.
Трудности с концентрацией внимания и памятью: Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), часто сопровождающий ОВЗ, может приводить к трудностям с концентрацией внимания и запоминанием информации.
Трудности с коммуникацией: Нарушения речи или слуха могут затруднять общение с преподавателями и другими студентами.
- Организационные и методические сложности:
Недостаточная квалификация преподавателей: Отсутствие знаний и навыков работы со студентами с инвалидностью и ОВЗ.
Отсутствие адаптированных учебных программ и методик: Необходимость разработки индивидуальных учебных планов и адаптации учебных материалов под нужды каждого студента.
Недостаточное количество тьюторов и ассистентов: Нехватка специалистов, оказывающих поддержку студентам с инвалидностью и ОВЗ в процессе обучения.
Недостаточная гибкость учебного процесса: Отсутствие возможности корректировки сроков выполнения заданий, формы проведения экзаменов и других элементов учебного процесса с учетом индивидуальных потребностей студентов.
Факторы, обусловливающие сложности
Вышеперечисленные сложности обусловлены рядом факторов:
- Недостаточное финансирование инклюзивного образования: Ограниченное финансирование приводит к нехватке специализированного оборудования, адаптированных учебных материалов и квалифицированных специалистов.
- Недостаточная развитость инфраструктуры: Многие учебные заведения не оборудованы для приема студентов с инвалидностью и ОВЗ.
- Недостаточная осведомленность и толерантность: Недостаток знаний о потребностях и возможностях студентов с инвалидностью и ОВЗ приводит к стигматизации и дискриминации.
- Недостаточная нормативно-правовая база: Необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы инклюзивного образования.
- Недостаточная подготовка абитуриентов: Недостаточная подготовка к обучению в вузе, особенно у студентов с ЗПР и другими нарушениями развития.
Пути преодоления сложностей
Для успешной интеграции студентов с инвалидностью и ОВЗ в образовательную среду необходимо:
- Совершенствование законодательной базы: Разработка и внедрение нормативных актов, обеспечивающих равные возможности для получения образования лицами с инвалидностью и ОВЗ.
- Создание доступной среды: Обеспечение физической доступности учебных заведений, а также доступности учебных материалов и информации.
- Подготовка квалифицированных кадров: Обучение преподавателей и других сотрудников вузов навыкам работы со студентами с инвалидностью и ОВЗ.
- Разработка адаптированных учебных программ и методик: Создание индивидуальных учебных планов и адаптация учебных материалов под нужды каждого студента.
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки: Предоставление студентам с инвалидностью и ОВЗ психологической помощи, а также помощи в социальной адаптации.
- Развитие инклюзивной культуры: Формирование толерантного отношения к студентам с инвалидностью и ОВЗ в образовательной среде.
- Привлечение к сотрудничеству организаций инвалидов: Учет мнения и опыта организаций инвалидов при разработке и реализации программ инклюзивного образования.
- Использование современных технологий: Активное использование информационных и коммуникационных технологий для облегчения доступа к образованию.
- Финансовая поддержка: Предоставление стипендий, грантов и других видов финансовой поддержки студентам с инвалидностью и ОВЗ.
Условно можно выделить несколько этапов развития инклюзивного СПО в России:
1.Период до 2000-х годов: Начальный этап (фрагментарный подход)
- Характеристика: в этот период инклюзивное образование в СПО носило фрагментарный характер. Существовали отдельные учебные заведения, которые принимали на обучение небольшое количество студентов с инвалидностью и ОВЗ.
- Особенности:
*Отсутствие единой нормативно-правовой базы.
*Ограниченное финансирование.
*Недостаточная подготовка педагогических кадров.
*Неразвитая инфраструктура.
*Акцент на сегрегации: существование специализированных учебных заведений для лиц с инвалидностью.
2.2000-е годы: Формирование основ (экспериментальный период)
- Характеристика: Начало формирования нормативно-правовой базы, разработка первых программ и методик обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ. Появление первых ресурсных центров и специализированных кабинетов.
- Особенности:
*Принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (1992 г. в редакции 2007 г.), заложившего основы инклюзивного образования.
*Разработка и реализация пилотных проектов по инклюзивному обучению в СПО.
*Появление первых программ повышения квалификации для педагогических работников, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ.
*Создание первых ресурсных центров и специализированных кабинетов в отдельных учебных заведениях.
*Начало осознания необходимости создания доступной среды.
3.2010-е годы: Системное развитие (этап институционализации)
- Характеристика: Активное развитие системы инклюзивного СПО, принятие стратегических документов, направленных на обеспечение равного доступа к образованию для лиц с инвалидностью и ОВЗ. Расширение сети учебных заведений, реализующих инклюзивные программы.
- Особенности:
* Принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), закрепившего принципы инклюзивного образования на законодательном уровне.
*Утверждение Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы, направленной на создание условий для интеграции инвалидов во все сферы жизни, включая образование.
*Разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) СПО с учетом потребностей, обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
*Создание сети ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, оказывающих методическую поддержку образовательным организациям.
*Внедрение инклюзивных практик в практику работы образовательных организаций СПО.
*Развитие дистанционных образовательных технологий.
4.2020-е годы – настоящее время: Совершенствование и цифровизация (этап инновационного развития)
- Характеристика: Дальнейшее совершенствование системы инклюзивного СПО, акцент на цифровизацию образования, развитие индивидуальных образовательных траекторий, повышение качества обучения и трудоустройства выпускников.
- Особенности:
*Реализация Государственной программы «Доступная среда» на 2021-2025 годы.
*Активное внедрение цифровых образовательных ресурсов и технологий, адаптированных для студентов с инвалидностью и ОВЗ.
*Развитие индивидуальных образовательных траекторий, учитывающих особенности и потребности каждого обучающегося.
*Совершенствование системы оценки качества образования, в том числе с учетом результатов обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ.
*Развитие системы профессиональной ориентации и содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ.
*Повышение квалификации педагогических работников в области инклюзивного образования с акцентом на использование цифровых технологий.
Основные направления трансформации системы инклюзивного СПО
Трансформация системы инклюзивного СПО происходила по следующим основным направлениям:
- Нормативно-правовое регулирование: Создание и совершенствование законодательной базы, регулирующей вопросы инклюзивного образования.
- Инфраструктурное обеспечение: Создание доступной архитектурной среды в образовательных организациях, обеспечение специализированным оборудованием и адаптированными учебными материалами.
- Кадровое обеспечение: Подготовка и повышение квалификации педагогических работников, специалистов по социальной работе, психологов, дефектологов и других специалистов, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ.
- Учебно-методическое обеспечение: Разработка адаптированных учебных программ и методик обучения, создание специализированных учебных материалов и электронных образовательных ресурсов.
- Организационное обеспечение: Создание ресурсных центров, специализированных кабинетов, тьюторское сопровождение, индивидуализация образовательного процесса.
- Информационное обеспечение: Повышение осведомленности общества о проблемах инвалидности и инклюзивного образования, распространение передового опыта, проведение конференций и семинаров.
- Финансовое обеспечение: Увеличение финансирования инклюзивного образования, введение специальных нормативов финансирования обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ.
Ключевые достижения
За прошедшие десятилетия система инклюзивного СПО достигла значительных успехов:
- Создана нормативно-правовая база, регулирующая вопросы инклюзивного образования.
- Расширена сеть образовательных организаций, реализующих инклюзивные программы.
- Улучшено инфраструктурное обеспечение учебных заведений.
- Повысилась квалификация педагогических работников.
- Разработаны адаптированные учебные программы и методики обучения.
- Увеличилось количество студентов с инвалидностью и ОВЗ, обучающихся в системе СПО.
- Повысилась информированность общества о проблемах инвалидности и инклюзивного образования.
Нерешенные проблемы
Несмотря на достигнутые успехи, в системе инклюзивного СПО остается ряд нерешенных проблем:
- Недостаточное финансирование инклюзивного образования.
- Неполная доступность архитектурной среды во многих учебных заведениях.
- Нехватка специализированного оборудования и адаптированных учебных материалов.
- Недостаточное количество квалифицированных специалистов (дефектологов, психологов, социальных работников).
- Трудности с трудоустройством выпускников с инвалидностью и ОВЗ.
- Стигматизация и дискриминация в отношении студентов с инвалидностью и ОВЗ.
- Недостаточная координация между образовательными организациями, работодателями и органами социальной защиты.
Личные данные:
Родилась и выросла в Московской области города Егорьевск.
Обучалась:
В 1996 году закончила МОУ СОШ №12
В 1999 году закончила Профессиональное училище №5 по профессии: «Портной, вышивальщица»
В 2000 году закончила Клепиковский технологический техникум по профессии: «Техник швейного производства»
В 2000 году закончила курсы «Парикмахер» в Профессиональном училище №5
В 2000 году пришла работать в Профессиональное училище №5 по профессии «Парикмахер» мастером производственного обучения
В 2009 году закончила Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет технологии и управления» по специальности «Менеджмент организации» с квалификацией «Менеджер»
В 2014 году закончила «Институт государственного администрирования» по квалификации «Педагогика и психология среднего профессионального образования»
В 2018 году прошла курсы профессиональной переподготовки ООО «Инфоурок» по программе «Организация социально-педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС»
В 2020 году прошла курсы профессиональной переподготовки «Автономная некоммерческая организация дополнительного образования «Институт современного образования» по программе «Педагогическое образование: теория и методика преподавания биологии и экологии в образовательной организации и условиях реализации ФГОС» по квалификации «Учитель биологии и экологии»
Мое хобби –это работа, которая приносит мне удовольствие.