ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ

 

Повышенный уровень социальной незащищенности ЛОВЗ и наличие у них нарушений в состоянии здоровья обусловливают усиление значения этических принципов проведения профориентационной работы с ними.


К таким принципам относятся:

  • конфиденциальность работы, т.е. принцип сохранения профессиональной тайны;
  • принцип «Не навреди» — профконсультанту необходимо помнить о повышенной психологической впечатлительности лиц с ограничениями в состоянии здоровья и о болезненной впечатлительности от всего, что касается их физического недостатка;
  • принцип позитивного принятия ЛОВЗ как личности, т.е. уважение его чувств, мнений, интересов.

Специфика работы с ЛОВЗ, обусловленная личностными особенностями этого контингента, выдвигает необходимость соблюдения следующих принципов:

  • принцип активности самого лица с ограничениями по состоянию здоровья. Реализация этого принципа позволит инвалиду занять позицию компетентного и ответственного за свою судьбу человека;
  • принцип уточнения понимания инвалидом предложенной ему информации. Соблюдение данного принципа важно в связи с тем, что многие лица с ограничениями в состоянии здоровья имеют более низкий образовательный уровень (специальные школы) или сниженные интеллектуальные способности, что нередко затрудняет для них процесс осознанного принятия решений;
  • принцип соотнесения требований отдельных видов труда и состояния здоровья абитуриента. Требования и особые условия, характерные для отдельных видов труда, вызывают необходимость сопоставления их с перечнем медицинских противопоказаний, определенных для каждого инвалида. Вместе с тем необходимо выявить те параметры, которые не навредят здоровью инвалида. Поэтому важно соотнести будущие условия труда, режим работы и т.п. с теми ограничениями, которые накладывает на инвалида его состояние здоровья;
  • принцип соблюдения порядка предъявляемых методик. Особенностью профориентационной работы с лицами с ограничениями в состоянии здоровья является предъявление им методик в определенном порядке: начинать следует с более простых заданий для того, чтобы, с одной стороны, оценить возможности инвалида, с другой — дать ему возможность расслабиться, снять психологическое напряжение;
  • принцип индивидуального подхода к каждому инвалиду. Профориентация лиц с ограничениями в состоянии здоровья во многом зависит от степени выраженности дефекта. Поэтому каждый случай требует индивидуального подхода со стороны профориентатора.