ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ С ОВЗ НА ЭТАПЕ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИИ «ПСИХОЛОГ»

Статья посвящена одной из важных проблем социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья — их профессиональному образованию и развитию в нем.


Выявляются особенности профессионального самосознания лиц с ОВЗ, влияние особенностей здоровья на профессиональное становление студентов, их образовательные цели, профессиональные перспективы, важные для профессии качества, компоненты учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, сложности в обучении и их влияние на развитие профессионального самосознания студентов с ОВЗ.

Понятие профессионального самосознания пересекается с понятиями «Я-концепция», «самоопределение» и «профессионализм». К основным элементам профессионального самосознания относятся когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты. Важную роль в профессиональном самосознании тем самым играет профессиональный образ «Я», профессиональная Я-концепция. Профессиональное самосознание можно представить как осознание субъекта труда в системе профессиональной деятельности и собственной личности. Поэтому профессиональное самосознание рассматривается как результат профессионального самоопределения [см. 2, 3]. Профессионализм — результат развития профессионального самоопределения, высшая ступень профессионального развития и самосознания.

Хотелось бы отметить, что основные научные исследования отечественных ученых, посвященные изучению самосознания в целом и профессионального самосознания в частности, принадлежат Б.Г. Ананьеву, В.В. Столину, Е.А. Климову, Э.Ф. Зееру, А.К. Марковой, Е.Ю. Пряжниковой и др.

Развитие профессионального самосознания на этапе вузовского образования зависит от правильности выбора профессии, целей образования и развития личности студента на этапе вузовского обучения, личности преподавателей и тех технологий, которые они используют.

Применительно к лицам с ОВЗ профессиональное самоопределение можно понимать как длительный процесс:

· поиска и нахождения личностного смысла в выбираемой и осваиваемой профессиональной деятельности;

· формирования готовности осознанно и самостоятельно определять, планировать и реализовывать профессиональную карьеру, исходя из имеющихся социальных и конкретных жизненных условий, медико-физиологической специфики, особенностей системы отношений лиц с ОВЗ, определенных заболеванием и его последствиями [см. 1].

Если говорить в целом о психологическом изучении особенностей лиц с ОВЗ, стоит отметить, что в настоящее время в литературе принято разделять два понятия — инвалид и лицо с ОВЗ. При всей их синонимичности существуют некоторые различия. Если у первого понятия есть четко зафиксированное в законодательстве определение, права и социальное обеспечение инвалидов также определены на уровне законов, то у понятия «лицо с ОВЗ» нет четкого и формального ограничения.

В соответствии с ней, инвалид — это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей. Официальные же документы России определяют инвалида как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [см. 4].

Понятие же «лицо с ограниченными возможностями» четко не определено, несмотря на частое использование в нормативных, методических и других документах, в печати и СМИ. К лицам с ОВЗ относят как инвалидов, так и лиц, которым не назначена инвалидность, но имеющие любое (пусть даже и временное и незначительное) ограничение в здоровье. Таково, например, отнесение к лицам с ОВЗ в порядке приема в высшие учебные заведения, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации в 2009 и 2011 годах. Так, к лицам с ограниченными возможностями здоровья можно отнести любого человека [см. 5, 6].

Таким образом, понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья» не отражает в полной мере основные характеристики социальной группы инвалидов и не меняет их положение, отношение к ним со стороны общества, но вносит запутанность, неясность, двусмысленность в теории и практике. Понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья» объединяет собой различные категории населения, которые принадлежат к группам риска, у которых ограничены возможности жизнедеятельности, а сам термин «инвалидность» не несет в себе негативного смысла. Лицо с ОВЗ, имеющее постоянные проблемы со здоровьем, можно полностью соотнести с понятием «инвалид». Именно эта категория лиц с ОВЗ будет рассматриваться нами, потому что именно постоянные проблемы со здоровьем накладывают отпечаток на жизнь человека. Временные же ограничения здоровья могут и не повлиять на развитие психики человека.

Эмпирическое исследование проводилось на факультете дистанционного обучения МГППУ в 2012/2013 учебном году. В исследовании приняли 30 студентов первого и второго курсов (из 40 обучающихся по бюджетной программе), обучавшихся на тот момент на факультете.

Психологические особенности профессионального самосознания студентов-психологов с инвалидностью определяются ограничением здоровья в той степени, которая мешает нормальной социализации или уже нарушила ее. В первую очередь стоит отметить различия у лиц с ОВЗ — с врожденным или приобретенным заболеванием. Эти две линии — нарушение заболеванием социализации и вариант его приобретения — определяют стратегию вхождения будущего психолога в профессию.

Приведем статистику по заболеваниям и их влиянию на обучение.

Если провести подсчет по врожденным и приобретенным заболеваниям, то соотношение будет 17 к 7.

Для лиц со слабым зрением (5 человек) проблем в обучении не наблюдается, несмотря на то, что условия обучения для них являются наиболее неприспособленными.

Наибольшей категорией студентов с ОВЗ являются лица с проблемами опорно-двигательного аппарата — 15 человек из 24. Приобретенными они являются для 5 из них, для 10 — врожденными. У последних студентов в социализации и при освоении школьной программы были значительные проблемы, поскольку обучение проходило на дому. Поэтому у них наблюдается средняя успеваемость (в основном на оценки «хорошо» и «удовлетворительно»).

У четырех студентов с соматическими заболеваниями проблемы со здоровьем не оказали негативного влияния.

В нашей выборке представлены люди разных возрастных групп. Так, из 24 человек первого курса возраст распределился так:

Количество студентов 1 курса 2012/2013 учебного года по годам выпуска из школы представляется так:

Таким образом, из 24 человек, учащихся на 1 курсе в 2012/2013 учебном году, половина окончила школу (колледж) в пределах пяти лет до поступления (причем только 6 студентов (25%) в предшествующие два года). Вторая же половина студентов этого набора окончила школу более 5 лет назад. Это создает трудности в получении для них высшего образования, поскольку навык учебы был потерян у большинства из них. Тем более не у всех из них он был сформирован достаточно хорошо. Студенты с ОВЗ, учащихся на 1 курсе в 2012/2013 учебном году, с приобретенным заболеванием (7 человек) проявляют активность в работе и учебе, имеют активную жизненную позицию. У них при некотором депрессивном состоянии в связи с травмой или приобретением заболевания ярко выражено желание успеть многое, узнать быстрее свою профессию.

У неработающих студентов с ОВЗ, учащихся на 1 курсе в 2012/2013 учебном году, с врожденными заболеваниями, поступивших в вуз сразу после школы или не более чем 5 лет по ее окончании, наблюдается активное желание получить образование.

В исследовании использовались методики Е.Ю. Пряжниковой:

1) опросник по самооценке основных компонентов профессиональной деятельности;

2) опросник по самооценке основных компонентов учебно-профессиональной деятельности;

3) опросник «Сложности обучения в вузе»;

4) опросник для студентов-психологов с целью выявить представления о своей будущей работе в качестве психолога;

5) опросник «Я-реальное и Я-идеальное».

Опросник по самооценке основных компонентов учебно-профессиональной деятельности проводился с целью выявить представления студентов о своей учебной деятельности.

На вопрос о цели обучения в вузе по своей специальности (ради чего Вы учитесь в данном вузе и по данной специальности?) большинство ответило (67%), что хотят работать, а это без высшего образования затруднительно. В этой группе большинство респондентов (54% от всех опрошенных, они одновременно заявили о желании работать) хотят реализоваться в профессии психолога. Такой же процент респондентов стремиться получить образование, чтобы помочь другим людям в их психологических проблемах. Стоит отметить, что это желание обращено к лицам, имеющим проблемы со здоровьем.

При дальнейшем изучении мы выявили пять основных целей учебной деятельности как студента. К ним относятся:

1) получение знаний, навыков, опыта, необходимых в последующей профессиональной деятельности;

2) получение профессии, высшего образования, формирование профессионализма;

3) получение умения учиться и навыков самоорганизации, развитие своих психических качеств;

4) творческая и профессиональная самореализация;

5) общение.

Среди основных методов и принципов успешной учебной работы при освоении профессии студенты выделяют четыре типа. Чтение, изучение и конспектирование учебных материалов, повторение материала — это наиболее часто встречающийся набор способов работы студентов. При этом посещение занятий, выполнение заданий в качестве критерия, способствующего успешности учебы, отметило меньше всего студентов. Среди важных качеств, необходимых студенту, были выделены усидчивость, внимательность, концентрация, трудолюбие, систематичность. Многим студентам для посещения занятий и выполнения учебных заданий важны мотивация и самомотивация.

Студенты выделили такие важные качества студента:

  • активная жизненная позиция;
  • внимательность;
  • грамотность и знания;
  • интерес к предмету;
  • коммуникативность;
  • лидерские качества;
  • высокий уровень мотивации;
  • обучаемость;
  • организованность, прилежность, пунктуальность;
  • ответственность;
  • переключаемость внимания;
  • работоспособность;
  • трудолюбие;
  • усидчивость.

Свои перспективы студенты видят так:

1) не знают о них или не определили направление работы 12 человек;

2) научную деятельность и преподавание в качестве своей будущей работы видят 4 человека;

3) в работе по профессии себя видят 15 человек, в том числе помогая лицам с ограниченными возможностями здоровья в их реабилитации.

Опросник по самооценке основных компонентов профессиональной деятельности проводился с целью выявить представления о своей будущей работе.

Если говорить о целях работы в профессии, то студенты с ОВЗ видят их в следующем.

Таблица 1. Цели работы студентов с ОВЗ

Цель работы

Процент выбравших цель

Помощь людям 85 %
В т. ч. помощь лицам с ОВЗ, их адаптация в обществе 26,7 %
Самореализация в профессии, помощь себе 46,7 %
Развитие психологии, научная работа 20 %

Но основной целью своей профессии студенты с ОВЗ видят в психологической помощи населению, психодиагностике и решении проблем человека, решении его трудностей, помощи в адаптации в обществе.

О перспективах в своей профессии не знают лишь 13,34% студентов (4 человека). Остальные студенты видят свои перспективы так.

Таблица 2. Перспективы студентов в профессии

Ответ %
Научная деятельность 20
Работа на дому 7,14
Все зависит от личной мотивации 20
Своя фирма 7,14
Работа практическим психологом в организации 20

Студенты выделили следующие качества, способствующие профессиональному успеху.

Таблица 3. Качества, способствующие профессиональному успеху

Качества, способствующие профессиональному успеху Процент отметивших данное качество (набор качеств)
Трудолюбие, работоспособность, победа над ленью 40,00 %
Желание помочь 26,67 %
Общительность, желание и умение общаться, коммуникабельность 33,33 %
Уважение к другим людям, их мнений, понимание их, умение слышать и реагировать на их запросы 40,00 %
Личная мотивация в профессии 13,33 %
Стремление к саморазвитию, образованию и профессионализму, амбициозность 26,67 %
Уверенность в себе 20,00 %
Соблюдение этических норм, чувство такта 13,33 %
Ответственность и самоорганизация 20,00 %
Упорство, настойчивость, целеустремленность, усидчивость 60,00 %
Внимательность 13,33 %
Высокий уровень интеллекта, познавательной способности, знаний 20,00 %

Также были единично отмечены такие качества как:

  • благоразумие;
  • гибкость;
  • грамотная речь;
  • доброта;
  • искренность;
  • креативность;
  • наблюдательность;
  • надежда;
  • оптимизм;
  • открытость;
  • умение анализировать.

Опросник «Я-реальное и Я-идеальное» проводился с целью выявить представления о своих личных и профессиональных качествах. В нем студентам предлагалось выделить наиболее важные качества для студента-психолога и специалиста-психолога и оценить, проранжировать эти качества по двум показателям — насколько сейчас студент соответствует каждому качеству (образ реального Я) и по степени развитости у себя идеального, каким бы студенту хотелось стать в идеале (образ идеального Я). Эти показатели являются одним из составляющих учебно-профессионального и профессионального самосознания студента, степень соотношения с выбранной, получаемой профессией.

При определении отличий между студентом-психологом и психологом-профессионалом все опрошенные студенты отмечали различие в знаниях, в их направленности. Так, у профессионала знание практическое, на высоком профессиональном уровне. Знания студентов, по их мнению, направлены на теорию, профессионала — на практику. Но не все студенты отмечают причины различий этих знаний. Лишь 15,38% опрошенных выделяют в качестве причины различий отсутствие у студента теоретической базы, неумение опираться на метод научного познания, а 30,77% — должного уровня профессионализма и навыков работы с психологическим инструментарием (23,08%).

Чуть более половины студентов (53,85%) отмечают, что для того, чтобы быть профессионалом, необходим не только профессиональный, но и жизненный опыт. Также студенты выделяют такие качества, отличающие профессионала, как ответственность (23,08%), внимательность (15,38%), самостоятельность принятия решений (15,38%), уверенность в себе (15,38%), включенность в профессию (30,77%).

О таких формальных критериях, как наличие диплома, оконечность высшего образования, уровень нагрузки, связи с потенциальными клиентами (клиентская база), говорят 15,38% принявших в исследовании студентов.

Причинам того, что мешает стать хорошим студентом (что мешает приблизиться к своему идеальному образу Я студента), испытуемые выделяют следующее. Большая часть студентов считает, что в учебе им мешает неумение управлять своим временем, неорганизованность, личные недостатки (по 53,8%) и лень (30,8%). К личностным недостаткам студенты относят свой характер, рассеянность, застенчивость, неуверенность в себе, безответственность, комплексы, утомляемость и т.д. Состояние здоровья, физические возможности, по мнению студентов, влияют значительно меньше, этот показатель выделили только 23,1%. В меньшей степени влияют на становление студента отсутствие стрессоустойчивости и трудности в освоении программы (по 15,4%). Только 7,7% считают, что у них нет трудностей или их легко преодолеть.

Причинами же, мешающими стать в будущем хорошими психологами (приблизиться к идеальному образу «Я» психолога), студенты считают следующие свои качества:

  • лень;
  • отсутствие стрессоустойчивости, неудачи в работе;
  • проблемы со здоровьем;
  • личные качества (плохой характер, неприятие определенного типа людей, отсутствие толерантности);
  • трудности в освоении программы;
  • конкуренция;
  • незнание профессии;
  • неорганизованность;
  • трудностей нет или их легко преодолеть.

При оценке представления студентами своей будущей работы выделилось следующее распределение: оценили от 0 до 20% — 30,77% респондентов, от 21 до 40% — 30,77%, от 41 до 60% — 15,38%, от 71—100% — 23,08%. Нулевых и стопроцентных показателей не наблюдалось.

Опросник «Сложности обучения в вузе» проводился с целью выявить представления об основных проблемах, связанных с обучением специальности. При описании сложностей обучения также использовались данные опроса, проведенного на факультете дистанционного обучения среди студентов после первого семестра 2011—2012 учебного года.

Насколько удается студентам с ОВЗ успешно сочетать обучение с повседневной жизнью, работой, другой учебой или деятельностью иного рода, можно сделать вывод по следующей таблице.

Таблица 4. Качество сочетания обучения с другой деятельностью

Удается ли Вам успешно сочетать обучение с повседневной жизнью, работой (другой учебой или деятельностью иного рода и т.п.)?
Варианты ответа Процент ответивших Количество ответивших
Да, удается всегда 35,6 % 26
Да, удается, но не слишком часто 47,9 % 35
Да, но очень редко 9,6 % 7
Нет 6,8 % 5
Другое (укажите) 18

При организации самостоятельной работы с помощью дистанционных технологий у большинства студентов возникают сложности, но с ними учащиеся справляются самостоятельно (40,2%).

Таблица 5. Наличие сложностей при организации самостоятельной работы

Возникают ли у Вас сложности при организации самостоятельной работы?
Варианты ответа Процент ответивших Количество ответивших
Да, возникают, и я не мог самостоятельно с ними справиться 1,2 % 1
Да, возникают, и мне было тяжело самостоятельно справиться с ними 29,3 % 24
Да, возникают, и я справился с ними самостоятельно 40,2 % 33
Нет, никаких сложностей не возникает 22,0 % 18
Затрудняюсь ответить 7,3 % 6

Таким образом, в ходе предварительного исследования нами были выделены специфические цели работы в профессии, которые ставят перед собой студенты с ОВЗ.

Таблица 6. Специфические цели работы в профессии для студентов с ОВЗ

Цель работы Отметили в качестве цели
Помощь людям 85 %
В т. ч. помощь лицам с ОВЗ, их адаптация в обществе 26,7 %
Самореализация в профессии, помощь себе 46,7 %
Развитие психологии, научная работа 20 %

Нами были выявлены такие профессиональные перспективы, которые видят студенты:

  • в работе по профессии себя видят 50% студентов, в том числе помогая лицам с ограниченными возможностями здоровья в их реабилитации;
  • не знают о них или не определили направление работы 40% респондентов;
  • научную деятельность и преподавание в качестве своей будущей работы видят 13% испытуемых.

Нами были определены основные причины, усложняющие обучение и профессиональное развитие, по мнению самих студентов с ОВЗ. Ими оказались не проблемы со здоровьем, а леность, неорганизованность и другие личные качества (плохой характер, неприятие определенного типа людей, отсутствие толерантности, отсутствие стрессоустойчивости).

Итак, нами были определены основные особенности профессионального самосознания студентов-психологов с ОВЗ:

  • желание помогать людям с такими же заболеваниями как у студентов;
  • получение высшего образования ради общения;
  • попытка разобраться в себе.

Итак, профессиональное самосознание студентов-психологов с ОВЗ:

  • имеет непосредственно в своей основе не проблемы со здоровьем, а социальную ситуацию развития их личности в связи с этими проблемами;
  • направлено на сотрудничество с людьми, помощь им, уважение к будущим клиентам;
  • носит социально ориентированный характер.

Эти особенности основаны на той социальной ситуации развития, в которую попали студенты во время обучения в школе, после ее окончания и перед поступлением в вуз.

Список литературы

1. Дегтярева Т.Н. Профессиональное образование лиц с ОВЗ в условиях вхождения в болонский процесс: социологический аспект [Текст] / Т.Н. Дегтярева // Вестник Томского государственного университета. — 2009. — № 319. — С. 60—64.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования [Текст]: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. — 2-е изд., перераб. — Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 480 с.

3. Пряжникова Е.Ю. Профориентация [Текст]: учеб. пособие / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. — Москва: Академия, 2008. — 496 с.

4. Российская Федерация. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Федеральный закон от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 27.11.1995. — № 48. — Ст. 4563.

5. Российская Федерация. Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2011 № 2895 [Текст] // Российская газета. — 16.12.2009. — № 241.

6. Российская Федерация. Об утверждении порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2011 № 2895 [Текст] // Российская газета. — 27.01.2012. — № 17.

Пряжникова Е.Ю., Чистовский Д.И.