ФИО: Литовская Любовь Николаевна

Дата и место рождения: 19.08.1971 г.р., Молдавская Советская Социалистическая Республика, село Пырлица, Унгенского района.

Место работы: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» Промышленно- экономический колледж

Должность в настоящее время: преподаватель

Год начала работы в системе инклюзивного СПО: 2007 г.

 

Вопросы о профессиональной деятельности

 

  1. Как Вы пришли в профессию? Кто помог с профессиональной ориентацией?

Почему я выбрала эту профессию? Сама профессия выбрала меня! Что удерживает меня в ней? Ответ однозначен: это любовь – моя любовь к детям и ответная любовь ко мне.

Педагог – это учитель, воспитатель, психолог, доктор, друг, волшебник…

По – другому невозможно, ведь дети всегда хотят, чтобы их ждали, любили, понимали, чувствовали. Только вместе с педагогом – другом ребенок может ощущать себя уверенным и защищенным.

В моей профессиональной ориентации помогли не только близкие люди, но и сама жизнь, которая показала, насколько важно и нужно то, что делает педагог. Ведь он — проводник в мир взросления, наставник, который помогает найти свой путь в жизни. Работая педагогом, понимаешь, что все дети индивидуальны, и ты, как педагог должен найти ключик к каждому ребенку. Поэтому мой девиз: «Каждый ребенок – личность, не навреди ему, не мешай, а развивай то ценное, что заложено природой!»

Одним из мотивов попробовать себя в педагогике явилось высказывание К.Д. Ушинского «Учитель живет до тех пор, пока учится. Как только он перестает учиться – в нем умирает учитель». Сейчас, имея опыт работы, я еще больше понимаю значение этих слов, потому что педагогика – это не просто профессия, это призвание. Каждый день я учусь у своих учеников так же, как они учатся у меня. Их искренность, непосредственность и стремление к знаниям вдохновляют меня становиться лучше, развиваться профессионально и личностно.

 

  1. Расскажите о своем опыте в профессии. Есть ли профессиональные секреты? Какая часть работы приносит Вам наибольшее удовольствие?

Стаж моей педагогической деятельности в области инклюзивного образования составляет 18 лет. За время работы в педагогике я накопила значительный опыт взаимодействия со студентами и их родителями. Начинала я, как многие, с поиска своего стиля взаимодействия и преподавания, экспериментировала с методиками и подходами.

За все годы моей профессиональной деятельности я ни разу не пожалела о том, что выбрала педагогику. Она стала образом жизни. Моя миссия – передать студентам не только знания, но и мою увлеченность делом, жажду познания, вечного поиска. Я очень рада, что у меня есть возможность вносить вклад в систему среднего профессионального образования Московской области. Главный профессиональный секрет, который я для себя открыла – это необходимость постоянного саморазвития. Нельзя стоять на месте: читаю профессиональную литературу, участвую в семинарах, осваиваю новые технологии. Важно быть в курсе современных тенденций и интересов учеников, говорить с ними на одном языке.

Наибольшее удовольствие мне приносит момент «прорыва» у студента – когда сложный вопрос вдруг становится понятным, когда ребята начинают самостоятельно мыслить и применять полученные знания. Очень ценно видеть результаты своей работы в достижениях учеников: их успехах на конкурсах и олимпиадах, поступлении в ВУЗы, реализации в жизни. Я радуюсь вместе со студентами, когда вижу их успехи.

 

  1. Расскажите о Ваших студентах: кто из них добился успехов?

На протяжении всего образовательного процесса я помогала студентам адаптироваться к окружающему миру, старалась делать так, чтобы они не чувствовали себя такими, как все. Если начать говорить об успехах моих студентов, то меня сразу берет гордость за них, ведь, несмотря на трудности, многие дети социализировались и ведут себя достойно. В процессе обучения мы с детьми учувствовали в национальном чемпионате рабочих профессий «Абилимпикс», в котором показали свои навыки на высоком уровне. Бывшие мои студенты стали достойными работниками лесничеств, комбинатов благоустройств, аграриями.

В моей педагогической практике было несколько ярких примеров успеха студентов с инвалидностью и ОВЗ. Хочу поделиться историей Жени, студента с ОВЗ (с нарушением опорно-двигательного аппарата). Несмотря на физические ограничения, он закончил вечернюю школу и поступил в Тульский областной колледж культуры и искусства, проявил исключительные способности в социально-культурной деятельности. Женя не только успешно освоил учебную программу, но и стал призером региональных соревнований.  Его целеустремленность и талант вдохновляют всю группу.

Еще одна замечательная история – про Вику, студентку с отклонением интеллектуального развития. Закончив вечернюю школу, она выбрала направление «Дизайн по отраслям» и достигла впечатляющих результатов в графическом дизайне. Вика активно участвовала в студенческих конкурсах и получила предложение о стажировке в крупной дизайн-студии еще во время обучения.

Отдельно хочу отметить Виталия, студента с синдромом Дауна. Он обучался по адаптированной программе и проявил удивительные способности в декоративно-прикладном искусстве. Его работы выставлялись на городских выставках.

В работе с такими студентами я использую индивидуальный подход: адаптирую учебные материалы, предоставляю дополнительное время на выполнение заданий, организую техническую поддержку, создаю инклюзивную среду в группе, вовлекаю студентов в проектную деятельность.

Каждый из этих студентов доказал, что ограничения – это всего лишь вызов, который можно принять при правильной поддержке и вере в собственные силы. Их успехи показывают, что инклюзивное образование работает, когда есть желание учиться и готовность преподавателей помогать.

Такие истории вдохновляют не только других студентов с ОВЗ, но и всех обучающихся, показывая, что успех зависит не от физических возможностей, а от целеустремленности, таланта и поддержки окружающих.

 

  1. Какие из навыков вы считаете ключевыми в вашей профессии? Что должен уметь специалист в вашей области? Какие черты характера могут помогать или мешать деятельности?

Деятельность педагога, работающего с детьми с ОВЗ, включает в себя две основные характеристики: субъективную и объективную. К субъективным характеристикам относятся его личностные особенности (качества), а к объективным – знания и умения, которыми он обладает. Кроме того, в Профессиональном стандарте педагога прописаны новые компетенции: работа в условиях реализации программ инклюзивного образования; работа с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Педагогу необходимо обладать профессиональными качествами, к которым относятся: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать путь ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, повышение качества своего труда и т.д.

Но, кроме того, особо важны человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств – человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, объективность, уважение к людям, нравственность, оптимизм.

 

 

  1. Есть ли сложности при обучении студентов с инвалидностью и ОВЗ? Какое основное отличие в процессе обучения студентов с особыми образовательными потребностями?

Образование — право каждого человека, независимо от его физических или умственных возможностей. Однако, работая со студентами с ОВЗ и инвалидами, мы сталкиваемся с рядом сложностей, которые требуют особого внимания и понимания. Необходим индивидуальный подход к каждому такому студенту. Студенты-инвалиды имеют разнообразные ограничения — от физических до когнитивных. Это требует от меня глубокого понимания их уникальных нужд и адаптации учебного процесса к его нуждам. Разработка индивидуальных заданий, продумывание методов преподавания – дело, затратное по времени. Но это необходимо для того, чтобы студенты с особенностями развития и здоровья получили возможности проявить себя в обучении. Главная награда для меня – это благодарные глаза студентов с инвалидностью. Вся команда нашего образовательного учреждения вовлечена в создание доступной образовательной среды для ребят с особенностями.

 

  1. Как, на Ваш взгляд, трансформировалась система инклюзивного СПО за прошедшие десятилетия? Какие позитивные изменения Вы можете отметить? Где основные трудности?

Система инклюзивного образования СПО за прошедшие десятилетия претерпела значительные изменения, которые привели к улучшению условий для студентов с инвалидностью. К позитивным изменениям можно отнести разработку законодательной базы, адаптацию учебных программ, использование технологий, поддержку со стороны педагогов. Но создание доступной среды не должно быть делом только образовательных организаций, а всего нашего общества. К трудностям можно отнести недостаток ресурсов: многие учебные заведения все еще сталкиваются с нехваткой финансовых и материальных ресурсов для реализации инклюзивных практик; существуют и методические проблемы: это и вопросы индивидуализации обучения, и оценки результатов. Все еще остаются острыми социальные барьеры: стереотипы в обществе, проблемы интеграции в группы, психологические барьеры у студентов.

Важно отметить, что, несмотря на существующие трудности, тенденция развития инклюзивного образования в СПО остается положительной. Происходит постепенное преодоление барьеров, формируется новая культура образования, где каждый студент имеет право на качественное обучение с учетом своих особенностей и потребностей.

 

Вопросы личного характера

 

  1. Расскажите немного о себе: где выросли? где обучались?

Мне 53 года, стаж педагогической деятельности 18 лет. Родилась и выросла я в небольшом селе. После окончания школы поступила в Агрономический ордена Трудового Красного Знамени совхоз-техникум им. Ленина и получила диплом по специальности «организатор-технолог» с присвоением квалификации «организация производства продукции растениеводства». Вырастила и воспитала троих детей.

В 2007 году судьба направила меня в Орехово-Зуевский городской округ и привела в педагогику. Я выбрала профессию учителя. Или профессия меня? В 2015 году закончила Московский государственный областной гуманитарный институт в городе Орехово-Зуево. С 2007 года и по сегодняшний день работаю с детьми с ОВЗ и инвалидами преподавателем по профессии «Садовник» в Промышленно-экономическом колледже ГГТУ.

 

  1. Занимаетесь ли общественной деятельностью?

Да, я активно участвую в общественной деятельности, которая направлена на поддержку образования и развитие профессиональных компетенций. Я разрабатываю методические материалы для преподавателей, провожу мастер-классы и семинары для коллег, консультирую их по вопросам адаптации учебных программ, провожу мероприятия по повышению осведомленности о проблемах инклюзивного образования.

Работа с молодежью – это наставничество над студентами, организация студенческих конкурсов и олимпиад, участие в профориентационных мероприятиях, организация культурных мероприятий для студентов, оказываю ребятам помощь в реализации волонтерских проектов.

Моя общественная деятельность направлена на улучшение качества образования, поддержку студентов и развитие профессионального сообщества. Я считаю, что активное участие в общественной жизни помогает не только развиваться профессионально, но и вносить вклад в развитие общества в целом.

 

  1. Есть ли у Вас хобби?

Я вяжу, ухаживаю за своей маленькой оранжереей. Вязание — это не только красиво, но и очень практично — можно создавать уникальные подарки для близких, что особенно ценно. Увлечение комнатными растениями тоже чудесно. Забота о маленьком саде дома приносит умиротворение и радость. Наблюдать, как растут и цветут растения, — это особое удовольствие.

А ещё я люблю проводить свое свободное время с внуками — это, наверное, самое драгоценное время в моей жизни. Дети всегда приносят в дом особую атмосферу радости и веселья.

Каждое из моих увлечений приносит радость и пользу — вязание развивает мелкую моторику и творческие способности, уход за растениями помогает расслабиться и быть ближе к природе, а общение с внуками наполняет жизнь смыслом и дарит незабываемые моменты.

 

  1. Какое напутствие Вы могли бы дать студентам СПО или выпускникам школ, которые сейчас только выбирают свой профессиональный путь?

В выборе профессионального пути я хочу предложить несколько тезисов: «Слушайте свое сердце», «Не бойтесь пробовать», «Помните о возможностях», «Любите свое дело», «Будьте честными и искренними», «Цените поддержку».

Помните: выбор профессии — это не приговор на всю жизнь. Мир меняется, появляются новые специальности, и вы всегда можете изменить направление. Главное — быть готовым к обучению и развитию.

Я верю, что вы сможете выдержать темп и напряженность сегодняшнего дня. Знания, полученные в школе и колледже, помогут вам реализовать свои возможности, проявить себя в производственной деятельности и добиться в жизни успехов.