Заметки профконсультанта Г.В. Резапкиной
С каждым годом все больше говорят о важности правильного выбора профессии. Между тем растет число подростков, не способных самостоятельно, ответственно и осознанно сделать этот выбор. О проблемах, которые давно перешли в разряд государственных, размышляет психолог-профконсультант Галина Резапкина, автор профдиагностических методик и книг о профессиональном самоопределении молодежи.
Что такое «престиж профессии» и надо ли его «поднимать»?
Ежегодно в нашей стране проводятся десятки социологических исследований, результаты которых очевидны. Большинство из них сводится к констатации следующих положений: во-первых, учащиеся имеют недостаточное представление о своих возможностях, требованиях профессии и рынка труда; во-вторых, влияние взрослых и школы на выбор профессии или мало, или деструктивно; в-третьих, выбор профессии большинством выпускников определяется соображениями престижа, а не требованиями рынка труда. Из этих фактов делается парадоксальный вывод – надо поднять престиж профессий, не пользующихся популярностью у молодых людей.
Директора школ или чиновники разного уровня часто задают специалистам, занимающимся профориентацией, один и тот же вопрос: как оценить эффективность вашей работы? Специалисты привычно говорят об отсроченности результатов – мол, подождите лет 10-15, тогда все увидите. Директора и чиновники столько ждать не хотят и подозревают, что подчиненные водят их за нос, как Ходжа Насреддин, который взялся за двадцать лет научить осла говорить, не без оснований полагая, что за двадцать лет кто-то из троих.
В настоящее время проблема социализации подростков, в целом и значимости подготовки будущих выпускников основной и старшей школы к выбору направления дальнейшего образования, в частности, заявлена в новом Законе об образовании, Федеральной целевой программе развития образования на 2011 — 2015 годы, Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Плане деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2013-2018 годы, Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования, других нормативных, и инструктивных документах Минобрнауки России.
Теоретические подходы к профессиональному самоопределению обучающихся
В новом «Законе об образовании РФ» подчеркнуто, что одним из важнейших показателей эффективности модернизации российского образования является успешность профессиональной ориентации. Стандарт общего среднего впервые ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»). Личностные результаты освоения основной образовательной программы, наряду с другими, включают осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов, отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. Однако, если говорить по большому счету, в настоящее время ресурсы решения этой важной государственной проблемы отсутствуют.
Особенности профессиональной подготовки учащихся с нарушениями слуха
Одной из причин несовершенства знаний учащихся с нарушениями слуха является недостаточно эффективная организация педагогического процесса. Преподаватели зачастую используют методы обучения, предназначенные преимущественно для здоровых обучающихся. Эти методы и приемы обучения не всегда достигают цели в отношении развития познавательных возможностей слабослышащих. Недостаточно также учитываются индивидуальные возможности слабослышащих, уровень их подготовки для восприятия учебного материала.
Особенности коррекционной работы с учащимися с нарушениями зрения
Количество слепых детей во всем мире за последние годы снижается, но растет число детей с низким зрением. Большинство детей с нарушениями зрения имеют также и другие нарушения здоровья. Чаще всего нарушениям зрения сопутствуют двигательные нарушения.
Главной тенденцией в развитии системы образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в РФ становится ее сближение с системой реабилитации инвалидов.
В последние несколько десятилетий наибольшую популярность приобрели психологические теории, предлагающие специалистам в области сопровождения и развития карьеры не только стратегии, но и соответствующий инструментарий для их проверки и реализации в практической деятельности.
Профессиональный компонент в контексте школьного обучения за рубежом
Зарубежными педагогами накоплен ценный опыт, позволяющий включать профессиональный компонент в контекст школьного обучения. Профессионально ориентированное обучение (vocational education, career-oriented education, career education), его организационные модели в школе рассматриваются зарубежными теоретиками и практиками как серьёзная социально-педагогическая проблема на протяжении более чем векового периода.
Стандарт квалификации магистра по специальности «Сопровождение и развитие карьеры»
Стандарт квалификации магистра по специальности «Сопровождение и развитие карьеры» (The Qualification in Career Guidance and Development – QCGD) включает восемь направлений подготовки – «Этика и профессиональная практика», «Теория развития карьеры», «Практика карьерного консультирования», «Политика и сопровождение карьеры», «Информация и обучение с ориентацией на карьеру», «Партнерское сотрудничество», «Аналитика рынка труда», «Научные исследования в области сопровождения и развития карьеры».
Подготовка специалистов по сопровождению и развитию карьеры за рубежом
Профессиональная ориентация (career guidance and development – сопровождение и развитие карьеры) играет ключевую роль в повышении эффективности функционирования рынков труда и согласовании образовательных целей с потребностями экономики при обеспечении равноправных возможностей граждан в различных странах. Социальная мобильность как неотъемлемая характеристика жизни предполагает сегодня не только овладение определенными знаниями, умениями и навыками, но и ясное понимание того, каким образом в изменяющейся действительности можно использовать накопленный в процессе обучения багаж. В этом контексте профессиональное сопровождение и развитие карьеры на разных ступенях образовательной системы рассматривается прогрессивным обществом в качестве необходимого условия для обучения в течение жизни.
Организация профинформирования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Профессиональное информирование является составной частью профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Гиподинамический синдром — ребенок-«тормоз»
Гиподинамические дети часто запаздывают с развитием — ребенок позже садится, позже переворачивается на живот, позже начинает уверенно ходить. Родители часто думают, что ребенок не старается, что он может, но не хочет что-либо делать. Уже вполне мог бы ходить сам, но предпочитает держаться за маму.
Гипердинамический синдром — ребенок-«ураган»
Гипердинамический синдром (синонимы — гиперкинетический синдром, гиперкинетическое расстройство, синдром дефицита внимания) — наиболее часто выражается в нарушении концентрации внимания и повышенной неструктурированной активности. Точные причины и происхождение этого синдрома до сих пор неизвестны.
Содействие профессиональному самоопределению лиц с ограниченными возможностями здоровья
При организации содействия профессиональному самоопределению лиц с ОВЗ (ЛОВЗ) необходимо учитывать, что протекание заболевания, как правило, отличается тем, что происходит определенная личностная деформация ЛОВЗ.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого — создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
Статья посвящена одной из важных проблем социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья — их профессиональному образованию и развитию в нем.
Социальные и медицинские аспекты развития профессионального самосознания лиц с ОВЗ
В настоящее время принято разделять два понятия — инвалид и лицо с ОВЗ. При всей их синонимичности существуют некоторые различия.