ДЕЛО ПО ДУШЕ: КАК ПРИМЕНИТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
Когда речь заходит о работе с людьми, многие предполагают, что, пожалуй, справились бы. Ведь мы каждый день общаемся с людьми, говорим с ними, находимся с ними бок о бок, и это настолько нормально, что «работу без людей» представить себе трудно. Кстати, да, такая бывает. Вероятно, ты задумывался над тем, годится ли та или иная форма работы с людьми именно тебе. В таком случае, сразу уточним, что «люблю общаться»; это не всеобъемлющий критерий. Для того, чтобы оценить свои социальные способности, нужно проанализировать свои коммуникативные и психологические особенности более детально.
Ты живешь в обществе, с ним и для него,
и ты не мог бы отделить его от себя,
даже если бы захотел, –
мы сотворены для взаимодействия,
как руки, ноги и глаза.
Марк Аврелий
Социальная одаренность проявляется по-разному. Для одних это лидерские свойства, которые позволяют рассчитывать на карьеру руководителя в той или иной области, для других – ряд качеств, которые располагают к человеку, заставляют чувствовать себя в его присутствии легко и комфортно, особое обаяние. Если твои способности ближе к первому типу, люди охотнее принимают твои идеи, признают в тебе человека, которому не зазорно подчиняться. Может быть, ты сам не стремишься быть командиром, но как-то само собой получается, что тебе вручают эти обязанности официально (выбирают капитаном команды, старостой класса и т.д.). А еще бывает, тебя окружают менее решительные люди, которые могут часами рассуждать, куда отправиться и чем заняться, но не способные ни о чем договориться, и тебе просто приходится брать на себя принятие таких решений – раз уж больше никто этого сделать не может.
Если твоя социальная одаренность скорее второго типа, то ты и не руководя можешь влиять на людей – они так хотят с тобой общаться, что сделают многое, чтобы ты уделил им свое время. Вероятно, друзья зачастую обсуждают с тобой свои горести и радости, поскольку ты тот человек, который слушает не из вежливости, а искренне сопереживает. Иногда такой понимающий собеседник бывает настолько погружен в обсуждение дел своих родных и друзей, в оказание им поддержки и защиту их интересов, что его собственная жизнь просто не успевает наполняться событиями, а его собственные интересы оказываются забыты.
Итак, ты обнаружил в себе склонность к тому или иному взаимодействию с людьми, у тебя есть в этом какой-то опыт, результаты психодиагностики тоже указывают на наличие коммуникативных, социальных способностей. Значит ли это, что тебе следует работать с людьми?
Подумай, а чего хочешь ты сам? Как ты это себе представляешь?
Ты командуешь, а остальные беспрекословно подчиняются?
Или так – ты в центре внимания, а остальные смотрят на тебя с восхищением?
Или же так – ты помогаешь, а остальные тебе бесконечно благодарны?
При всей кажущейся примитивности, это наиболее распространенные представления подростков о работе с людьми, надо ли говорить, что они имеют весьма малое отношение к действительности.
«Я люблю людей», — уверенно говорят многие подростки, планирующие карьеру в социальной сфере. Но речь они в большинстве случаев ведут о людях, которых знают лично, например, о друзьях и знакомых, с которыми им хочется общаться как можно больше. А вот толпы сограждан в общественном транспорте или очередь в поликлинике вызывают у них другие эмоции.
«Мне нравится возиться с детьми, обожаю малышей и могла бы с ними работать…» — часто говорят девушки. Но они имеют в виду положительный опыт общения с добродушным маленьким племянником, которого видят пару раз в год по семейным праздникам. И забывают о том, сколько негативных эмоций вызвал у них неблагозвучный и продолжительный детский плач в общественном месте.
«Могу помогать пожилым людям», — полагают некоторые, представляя себе свою бабулю, которая всегда занимает сторону внуков в конфликте с родителями. При этом, как правило, не учитывается разница между бабулей, которая еще полна сил и ведет хозяйство, заботясь обо всей семье, и теми пожилыми людьми, которым действительно нужна помощь. Нет и представления, сколько сил и терпения нужно, чтобы обслуживать, лечить, заботиться и посвящать большую часть своей жизни тем, кто физически не может самостоятельно ходить, стоять, есть, одеваться, принимать лекарства.
Спроси себя – у меня действительно есть лидерские качества или это иллюзия, внушенная мне семьей, выполняющей все мои капризы? По такому важному поводу нужно рассуждать здраво, без самообмана.
Признак того, что человек может стать лидером, не в умении заставить себе подчиняться силой либо авторитетом, не в упоении властью. Настоящий лидер принимает решения, которые коснутся не только его, но многих, и готов нести ответственность за эти решения. Как ты можешь это проверить прямо сейчас, когда ты учишься в школе? Проведем простой, но показательный мысленный эксперимент.
Представь, например, что тебе и твоему другу задали на выходные ряд задач по химии. Ты наверняка справишься (предположим, что химия для тебя не проблема), а вот твой друг не понимает, как к задачам вообще подступиться и полагает, что ему придется явиться в школу без домашнего задания или, в крайнем случае, списать у кого-нибудь.Каковы твои действия?
Если ты решишь свои задачи и отправишься гулять с другом, зная, что он задания не сделал и не сделает – тебе не стоит выбирать карьеру, связанную с людьми. Принцип «каждый отвечает за себя» ничем не плох, но менеджер, руководитель, педагог или врач, политик или тренер, исповедующий его – человек, который выбрал не свою профессию.
Ты проявишь себя щедрым и великодушным и дашь другу списать готовые решения? Работать с людьми ты в целом сможешь, но это не доставит тебе удовольствия: твои личные качества не будут соответствовать сколько-нибудь ответственным должностям, а если тебе повезет добраться до позиции менеджера среднего звена, то подчиненные не будут тебя уважать, а ты будешь все за них переделывать, жертвуя личным временем. Надо ли говорить, что педагогические специальности точно не для тебя, и в силовых и юридических структурах успех таких кандидатов явно не ждет.
Если же тебе кажется, что предложить другу помощь в объяснении материала наиболее правильный выход из положения, более того, если ты умеешь предложить это так, чтобы друг воспринял тебя всерьез и согласился, и, наконец, если у тебя хватит терпения добиться от него понимания материала без подсказок – ты именно тот человек, которому можно доверить работу с людьми, если на то будет твое желание.
В работе, связанной с общением с большим количеством незнакомых или малознакомых людей, с помощью или обслуживанием, важны не только способности. Важно учитывать и другие стороны проблемы, например, свое отношение к возможным проблемам взаимодействия и несовершенствам человеческого поведения и образа жизни. Останешься ли ты спокойным и доброжелательным, общаясь по необходимости с человеком грубым и агрессивным? Даже если он постарается уязвить побольнее именно тебя? Продолжишь ли ты оказывать помощь человеку, который тебе активно неприятен, и, кроме прочего, сам виноват в своем бедственном положении? Сможешь ли ты вкладывать в него усилия, если ты будешь понимать, что твоя работа уходит, как вода в песок, и видимой пользы не приносит? Сможешь ли ты пережить ряд несправедливостей и неблагодарностей, удержаться от того, чтобы заставить обидчика ответить за свое поведение, отплатить ему его же монетой?
Если все эти вопросы заставили тебя засомневаться в своем предназначении помогать людям, это не повод отказаться от своих планов, но повод серьезно задуматься.
Что делать, если ты получил немало баллов в методике «Способности в деятельности» в графе коммуникативных способностей (или воспользовался другой методикой, результаты которой явно указали на социальную, коммуникативную одаренность), но, по здравому размышлению, не хочешь связывать карьеру с людьми напрямую? Просто обрати внимание на другие свои задатки и дарования. Пусть предметом труда станет то, что тебя интересует, а коммуникативные способности будут направлены на условия труда, например, помогут устанавливать добрососедские отношения с коллегами в трудовом коллективе.
С.О. Кропивянская